Ф р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х и с т о ч н и к о в

Эпикур (341 – 270 до н.э.)

«Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому – для того, чтобы он и в старости остался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму – чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим».

(Эпикур. Письмо Менекею [Текст] / Эпикур // Гусейнов, А. А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995. – С. 316).

«Сходным образом и среди желаний наших следует одни считать естественными, другие – праздными; а среди естественных одни – необходимыми, другие – только естественными; а среди необходимых одни – необходимыми для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – просто для жизни, ведь все, что мы делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги; и когда это, наконец, достигнуто, то всякая буря души рассеивается».

(Эпикур. Письмо Менекею [Текст] / Эпикур // Гусейнов, А. А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995. – С. 317).

«Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности».

(Эпикур Письмо Менекею [Текст] / Эпикур // Гусейнов, А. А. Великие моралисты. – М.: Республика, 1995. – С. 320).

Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 гг. до н.э.)

«Не то жалко, что человек родился и умер, что он лишился своих денег, дома, имения: все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство. Если в нем есть человеческое достоинство, если он обходится с людьми кротко, терпеливо и ласково, то всякий охотно возьмет его в соседи, в товарищи, в друзья. Но человека, который только животное, человека, который гневается, мстит и всем недоволен, люди остерегаются и избегают».

(Эпиктет. В чем наше благо? [Текст] / Эпиктет // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. – С. 224).

Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)

«Впрочем, я принимаю общее правило всех стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Не уклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее пример, – в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь – счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужественен и энергичен, благороден и вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам… наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом».

(Сенека. О счастливой жизни [Текст] / Сенека // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1995. – С. 169).

Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.)

«Из ничего не творится ничто по божественной воле.

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают, что все это божьим веленьем творится.

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

Наших заданий предмет: и откуда являются вещи,

И каким образом все происходит без помощи свыше».

(Лукреций Кар. О природе вещей [Текст] / Лукреций Кар // Мирфилософии: книга для чтения в 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы. – М.: Политиздат, 1991. – С. 190).

Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.)

«Наибольшим позором покрывает себя душа человеческая, когда возмущается против мира, становясь как бы болезненным наростом на нём. Ибо ропот по поводу чего-либо происходящего есть возмущение против Целого, объемлющей в своей части все другие существа. Далее, когда она чуждается какого-либо человека или устремляется против него с намерением причинить ему вред, как это бывает с разгневанными. В-третьих, она покрывает себя позором, когда не в силах устоять против наслаждения или страдания. В-четвёртых, когда она лицемерит и фальшиво и не искренно делает что-нибудь или говорит. В-пятых, когда она не сообразует своего действия и стремления с целью, но делает что-нибудь зря или без толку, ибо даже в пустяках следует сообразовываться с целью. Целью же разумных существ является повиновение разуму и закону древнейшего Града и устройства».

(Марк Аврелий. Размышления [Текст] / Марк Аврелий. – Магнитогорск: АМРИТА-УРАЛ, 1994. – С. 32).

Таблица 2. Античная философия

Этап Главный философский интерес
Натурфилософия Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.)
Интеллектуализм Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая философия Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм Иерархия: Единое-Благо – Мировой Ум – Мировая душа – Материя

ØØØØØØØ×××××××


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: