double arrow

Билет № 8

Основные идеи воспитания и обучения на Западе до XVIII века (Я.А.Коменский, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций).

Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными “основоположениями”, законами природы.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

Детство - от рождения до 6 лет включительно

Отрочество - от 6 до 12 лет

Юность - от 12 до 18 лет

Возмужалость - от 18 до 24 лет

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.

Джон Локк был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.«Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»).

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Педагогические взгляды Клода Адриана Гельвеция (1715-1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя. Книга была публично сожжена. Гельвеции уехал за границу и в это время написал новый труд — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (издана в 1773 году). Гельвеции полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды. Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие характеры. Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Гельвеции считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. При этом понятие «воспитание» он трактовал очень широко. Под воспитанием Гельвеции «понимает не только воспитание в обычном смысле этого слова, но и совокупность всех условий жизни индивидуума...»1. Гельвеции заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть», и даже более: «Воспитание может все». Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Г. надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков.

Педагогические взгляды Дени Дидро (1713-1784). Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его работа «Письма о слепых в назидание зрячим», Дидро был арестован. Дидро решительно опровергает положение Гельвеция, что воспитание может сделать все. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.

Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.

Так же как и Гельвеции, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и делают ничтожные результаты.

В системе воспитания, Ж.-Ж. Руссо, большое внимание уделялось личности ребенка. Это был протест против сословного воспитания, характерного для феодализма. Он стремился показать, что правильное воспитание является средством решением коренных социальных проблем. Только путем воспитания можно перестроить мир. Власть и богатство создали неравенство, человек теряет свободу и стала испорченной, а испорченное общество способствует созданию испорченных людей. Поэтому ребенка (Эмиля) следует воспитывать вне феодальным обществом в соответствии с природой (природовидпови-дно). Обучать природосоответствующем - значит соблюдать законы розпитку организма ребенка и его способностей.

Ж.-Ж. Руссо считал, то простых людей, тружеников и их воспитывать нужно: они уже воспитании самой жизнью. Нужно воспитывать и перевоспитывать феодалов, аристократов и их дится, чтобы каждый и них стал человеком, а не иждивенцем. Поэтому голошиимгсрогмсиюго романа Руссо принял Эмиля - сына богатых родителей с мстою воспитать его настоящим человеком.

Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в последующий период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: