Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательного учреждения (ОУ) или образовательной системы (ОС): федеральной, региональной, муниципальной, или образовательного процесса по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

- в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

- в стили педагогической деятельности и организацию образовательного процесса;

- в систему контроля и оценки уровня образования;

- в систему финансирования;

- в учебно-методическое обеспечение;

- в систему воспитательной работы;

- в учебный план и учебные программы;

- в деятельность педагога и/или обучающегося.

В качестве источников идей обновления могут выступать:

-потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;

-воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения;

-достижения комплекса наук о человеке;

-передовой педагогический опыт;

-интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

-опытно-экспериментальная работа;

-зарубежный опыт.

3. Профилактика и педагогическая коррекция девиантного поведения учащихся. Составьте план коррекционной работы с девиантными учащимися.

Девиантное поведение (от лат. - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях:

- как особенности отдельных психических процессов;

- как социально обусловленные качества личности и черты характера;

- как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям;

- как вредные привычки.

Все эти качества и свойства личности таких детей, сложности в отношениях с окружающими и поведении ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.

Как верно заметил П.П.Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик - такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик - такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы».

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности;

-глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками;

-отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития;

-отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности;

-безнадзорностью.

Содержание социально-коррекционной работы с девиантными подростками может реализоваться в основном следующими специалистами:

-классным руководителем;

-социальным работником;

-социальным педагогом;

-психологом, врачом.

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие этапы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

-диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;

-проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

- реализация разрабатываемых программ на уровне школы.

Содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения включает:

-психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;

-информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях;

-сотрудничество с подразделение по делам несовершеннолетних.

Основными методами для предупреждения девиантного поведения являются:

1.Разработка и осуществление различных воспитательно-профилактических программ, имеющих цель - управление процессом социализации подростков, работа с возникшими отклонениями;

2.Организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды;

3.Организация досуга подростков;

4.Использование индивидуальных занятий по преодолению негативных социальных установо к, самооценки- привлечение государственные структурами и, прежде всего органами исполнительной власти всех уровней к участию в движении за здоровый образ жизни;

5.Принятие мер не только по недопущению сокращения детских клубов, но и расширению их сети с тем, чтобы оказать как можно большому числу лиц, квалифицированную помощь;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: