double arrow

Антропологическая педагогика К.Д. Ушинского и П.Ф. Лесгафта.


Педагогическую систему К.Д.Ушинский понимает не как собрание готовых правил или спекулятивных метафизических построений, а как совокупность законов воспитания, обобщений педагогического опыта, основанных на применении философских методов, изучении психической жизни человека и учете исторического развития и особенностей народа.

Становление и развитие педагогической антропологии К.Д.Ушинского происходило под влиянием философской антропологии И.Канта. В своих исследованиях русский мыслитель даже предвосхитил многие идеи неокантианской философии. Так, различение наук проводится К.Д.Ушинским в русле выделения «наук о природе» (естествознание) и «наук о духе» (история, педагогика), столь характерного для баденской школы.

Совершенствование педагогики происходит за счет обогащения ее антропологическими знаниями; постепенно, шаг за шагом, и вместе с развитием наук будет развиваться и воспитательная теория. К.Д. Ушинский уверен, что «воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». При этом он разделяет тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом.

Важной проблемой педагогической антропологии как области знания выступает определение своего объекта и адекватных ему методов исследования. Для целенаправленного воспитания человека, считает философ, необходимо составить понятие о нем правильное представление: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Знание законов воспитания ставится К.Д. Ушинским в зависимость от познания человека во всех его проявлениях. Для этого педагогическая теория должна применять философскую методологию и широко пользоваться данными целого ряда наук - анатомии, физиологии, психологии, логики, филологии, географии, статистики, истории, политической экономии. В этих науках изучаются те или иные сведения о человеке, обнаруживается совокупность свойств «предмета воспитания, т.е. человека». Таким образом, ученый исследует человека-индивидуума, определяя его в качестве объекта педагогической антропологии.

Таким образом, формирование педагогической антропологии К.Д. Ушинского происходило под влиянием философской и педагогической антропологии И. Канта. Однако в отличие от И. Канта, К.Д. Ушинский, как и Н.И. Пирогов, связывает нравственное совершенствование человека с реализацией ценностей христианской религии в ее православной традиции. Своими трудами К.Д. Ушинский заложил основы специального изучения человека с целью согласовать педагогическую теорию и практику с природой человека. Для этого все знания о человеке - о душе, о теле, об обществе - должны служить фундаментом педагогической теории и найти применение в практике воспитания и обучения.

Интересны подходы П.Ф.Лесгафта к построению типологии личности ребенка. Он считает, что к моменту поступления в школу у ребенка развиваются определенные личностные черты, которые затем, мало изменяясь, определяют развитие подростка. юноши и взрослого. Определенный тип личности складывается, по его мнению, уже в возрасте 8-9 лет.

Ценность разработок П.Ф.Лесгафта в том, что они строятся на результатах глубокого и тщательного наблюдения за поведением его воспитанников. Во главу критерия личностного развития ребенка автор ставит тип его отношений со средой.

Лесгафт выделяет разные степени развития сознательной деятельности ребенка:

а) отраженно-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений;б) подражательно-рассудочные действия с внешне усвоенными нравственными проявлениями;

в) разумно-самостоятельные проявления с усвоенными нравственными основаниями.

П.Ф.Лесгафт не только выявил условия для развития нормального (не "дисгармоничного") типа ребенка, но и описал его. Целью воспитания является формирование "нормальной" личности, которая способна достичь гармонии между умственным и физическим развитием. Такой ребенок ставит требования общества выше личных. Он активно развивает свои способности, умеет рассуждать, осмысливать впечатления. Он логично рассуждает, анализирует, имеет собственное мнение. В его поведении наблюдается простота, отсутствуют внешние заученные приемы или искусственная напыщенность. Он вбирает в себя все хорошие качества добродушного и угнетенного типов.

Учение П.Ф.Лесгафта многоаспектно. В его идеях заложены представления об активном характере обучения, о его развивающем эффекте, о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию ребенка, о роли педагога в образовательном процессе, о значении детского коллектива в воспитании, об ученике как субъекте образовательного процесса, о роли индивидуализации в обучении и многое другое, что необходимо еще осмыслять и изучать современным психологам и педагогам.


Сейчас читают про: