Образование и педагогическая мысль в Европе в XIX веке (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.А. Дистерверг)

Иоганн Генрих Песталоцци - выдающийся швейцарский педагог-демократ, свыше 50 лет своей жизни посвятил воспитанию и обучению детей. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился. В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. 'Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен "начинаться" с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

(П. автор многочисленных трудов: «Лингардт и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей»(1801), «Лебединая песня». П. считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавит их от нужды. П. разработал теорию элементарного образования. Содержание элементарного образования: физическое в-ие (основа-стремление ребенка к движению); нравственное воспитание (любовь ребенка к матери); трудовое в-ие (овладение приемами труда); умственное в-ие (развитие познавательных способностей). По П. основная цель обучения-«возбуждение ума» детей к активной деятельности. П. предлагал строить процесс обучения в соответствии с естественным путем познания у ребенка. По его мнению существуют простейшие элементы всякого знания о вещах, усваивая которые человек познает мир. Эти элементы: число, форма, слово. Элем-ое обр-ие означало умение считать, измерять, владеть речью. Т.о. П. стремился упростить методику начального обучения)

Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил линарией для подготовки учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику. В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от Песталоцци. Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими. Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики. Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желания. Дело воспитания — сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле. Задачи воспитания определяются так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений выработка идеи и мотивов поведения. Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь — от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Гербарт заложил основы теории воспитывающего образования, подразумевая под таким образованием выработку характера, что и является делом школы. Образование, ограниченное сообщением сведений, не влияет на существующую совокупность представлений; лишь видоизменяя имеющиеся в детской душе представления, заставляя их образовывать новое единство, можно влиять на поведение ученика. Непосредственное назначение образования — снабдить ум представлениями, установить между ними соотношения, связать их; с доброжелательством или симпатией — все это приведет к нравственным поступкам. Образование, таким образом, есть средство формирования нравственного характера. Развитие многостороннего интереса. Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес: тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, какую выберет. Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник интерес к школьным занятиям. Возбуждение интереса — это не только средство обеспечения внимания на уроке, но и путь, обеспечивающий полное усвоение новых идей или представлений. Задачей учителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитие интереса и деятельности так, чтобы в результате сформировался характер. Гербарт был убежден, что наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история. Вокруг них концентрируются другие учебные предметы, соответствующие психологическим особенностям ребенка. Имеются такие стадии обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Ясность — восприятие предметов; ассоциация — восстановление в памяти старых представлений, что способствует подготовке к восприятию нового и сочетанию нового со старым; система — выделение из общего частных понятий и связь общего понятия с ранее приобретенным знанием; метод — нахождение приложения полученных представлений в деятельности. На основании выделения этих стадий определены три универсальные формы обучений: описательная, аналитическая и синтетическая. Все их необходимо применять в совокупности. Каждое из этих средств имеет в виду «укрощение дикой резвости ребенка», которой он наделен. С целью управления детьми следует не оставлять им возможностей для того, «чтобы они творили глупости». Поэтому нужно занять свободное время ребенка каким-нибудь делом. Важна любовь воспитателя к ребенку, с этой целью воспитателю следует изучить своих учеников, находить в детской душе доброе и на него опираться. В случае необходимости нужно использовать наказания, систему которых Гербарт разработал. Влияние Гербарта на развитие западной педагогики было заметно, у него оказались последователи, составившие целое направление — «гербартианство». Нашли поддержку его идеи о педагогике как научной дисциплине, о развитии многостороннего интереса, о воспитывающем обучении, о необходимости специальной подготовки педагогов.

Ф.А.В.Дистервег (1790-1866)-немецкий педагог. Он занимался вопросами обучения и влния в начальной школе. Является последователем идей Песталоцци. Всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. Оновной пед-ий труд -«Руководство к образованию немецких учителей» (1835). Является автором 20 учебников и руководств по мат-ке, нем. языку, географии, астрономии. Д. выступал за обновление школьного обр-ия. Главной задачей народной школы должно быть разностороннее развитие каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Выделил 3 ступени возрастного развития детей школьного возраста: 6-9 лет; 9-14 лет; 14-16 лет. У Д. ведущие принципы в-ия и об-ия: природа сообразность, культуросообразность, самодеятельность. Природа сообразность: следование в в-ии и об-ии природе ребенка. Культросообразность означает учет в содержании в-ия исторически достигнутого уровня культуры. Самодеятельность Д. понимал как активность, инициативность личности. Развитие детской самод-сти,по его мнению, конечная цель в-ия. Д.разработал дидактику развивающего об-ия, к-ую изложил в 33 правилах. Эти правила,по его мнению, должны помогать учителю успешно осуществлять процесс обучения.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению пед-ких проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек - мое имя, немец - мое прозвище», — говорил Дистервег. Важнейшим принципом воспитания Д. считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природа- сообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Д. является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Д. выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Но важно, что он подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Д., развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь том случае, если будет направлено на достижение определены цели, которая составляет объективную сторону воспитания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: