double arrow

Использование трансактного анализа в профессионально-педагогическом общении.


Теория трансакционного (или трансактного) анализа была разработана психологом и психотерапевтом Э. Берном и получила признание во всем мире благодаря своей доступности, понятности, кажущейся очевидности и открытости и для узких специалистов, и для всех педагогов и психологов. Использование логики трансакционного анализа позволяет не только понять состояния, в которых находятся вступившие в общение партнеры, но и увидеть своеобразные линии их взаимодействия и на основе этого объяснить причины гладкого или, напротив, конфликтного общения.

Согласно этой теории, каждый человек может находиться в трех различных состояниях: "Родитель", "Взрослый", "Дитя". Говоря иначе, в каждом из нас как бы живут одновременно три человека: "Родитель", "Взрослый", "Дитя". (Условимся, что в дальнейшем мы будем записывать эти состояния с заглавной буквы без кавычек.)

Американский психотерапевт Э. Берн, а за ним наш соотечественник А.Б. Добрович, а также ряд других психологов и педагогов считают, что любой знакообмен между людьми представляет собой контакт. Этот контакт состоит из коммуникативных посылов - коммуникатов. Примерами коммуникатов являются обращенные к партнеру по общению взгляд, улыбка, приветствие или иное словесное обращение, жест или мимическое выражение в адрес партнера.

Коммуникаты могут "подаваться" партнеру в различной "упаковке": в виде "поглаживаний" и в виде "уколов". Примерами "поглаживаний" являются улыбка, доброе слово, одобрение, похвала. "Уколы" могут быть представлены в виде сердитого взгляда, язвительной реплики, злого слова и т.п.

Обмен коммуникатами называют трансакцией, являющейся своеобразной единицей общения. Когда друзья при встрече говорят друг другу: "Привет!" - "Привет!", то это и есть обмен их коммуникативными посылами, образующими трансакцию. Обмены взглядами, улыбками, мимическими выражениями (например, гримасами) также представляют собой различные трансакции.

Первый коммуникат Э. Берн называет трансакционным стимулом, ответный - трансакционной реакцией, а их сочетание - трансакцией.

Очевидно, общение начинается там, где возникает хотя бы одна трансакция, поскольку общение - это Процесс двухсторонний.

Каждый из нас ежедневно направляет своим партнерам по общению сотни, даже тысячи различных коммуникативных посылов. Не все эти посылы доходят до наших партнеров: кто-то просто не заметил вашего взгляда, не услышал сказанных вами слов, не разглядел поднятой учеником руки, не понял вашей иронии или язвительной реплики. Подобные коммуникаты словно стрелы, не попавшие в цель.

Но большинство наших коммуникатов все же достигает цели, доходит до наших партнеров и вызывает ответные коммуникативные посылы: девушка улыбнулась в ответ на улыбку юноши; ученик, пытавшийся воспользоваться шпаргалкой, смутился, заметив строгий взгляд учителя; учитель вызвал к доске ученика, поднявшего руку.

В некоторых случаях партнеры вынуждены ограничить свое общение и довольствоваться одной-единственной трансакцией. Например, незнакомые друг другу юноша и девушка, обменявшиеся при случайной встрече улыбками, могут больше никогда не увидеться. Но в ситуации обмена улыбками их можно считать партнерами по общению, хотя само общение было очень скоротечным.

В других ситуациях вслед за первой трансакцией может пойти вторая, третья и целая серия трансакций. Так, коммуникаты учителя и ученика, вызванного к доске, могут продолжаться не только в виде вопросов педагога и ответов ученика, заданий и решений, но также сурового взгляда учителя и смущения учащегося, возмущения педагогом по поводу незнания учеником элементарных истин и попытками ученика объяснить причины своего незнания, одобрения учителем успешных действий ученика и радостной улыбки последнего.

Таким образом, общение также можно представить как совокупность коммуникативных посылов, образующих трансакции.

На характер общения педагога и воспитанников оказывает влияние не только ролевая позиция педагога. Большое значение имеет также и то, куда направляются коммуникативные посылы с этой ролевой позиции, на какие ролевые позиции воспитанника и как воспитанник будет отвечать на воздействие педагога. Для понимания особенностей их взаимодействия необходимо рассмотреть вопрос о видах трансакций.

В работах Э. Берна и А.Б. Добровича рассматриваются некоторые варианты трансакций партнеров по общению. Используя предложенную авторами логику и терминологию, попробуем осуществить трансакционный (или трансактный) анализ в общении педагога с воспитанником.

Условимся, что первый коммуникативный посыл всегда будет исходить в наших рассуждениях и схемах слева направо, как это принято при письме, а ответный коммуникат - в противоположную сторону: справа налево.


Сейчас читают про: