МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По подготовке и проведению практического занятия
По уголовному процессу в форме деловой игры
По теме «Судебное разбирательство»
Москва – 2009
Оглавление
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 6
1.2. Место проведения занятия. 6
1.3. Количество и состав участников. Метод проведения занятия и материально техническое обеспечение: 6
1.4. Форма проведения деловой игры. 7
Раздел II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.. 8
2.1. Фабула уголовного дела: 8
2.2. Подготовка преподавателя. 8
2.3. Подготовка курсантов и слушателей. 8
Раздел III. РЕПЕТИЦИОННЫЙ ЭТАП.. 8
3.1. Доработка материалов фабулы. 8
3.2. Разработка сценария проведения деловой игры. 9
3.3. Подготовка выступлений участников игры. 9
Раздел IV. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭТАП.. 9
4.1. Решение организационных вопросов. 9
4.2. Проведение учебного уголовного процесса. 9
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.. 10
5.1. Обсуждение итогов деловой игры. 10
5.2. Выполнение индивидуальных заданий по итогам учебного уголовного процесса. 10
5.3. Подготовка стенда и видеоматериалов. 11
приложение 1. Примерный план деловой игры.. 12
приложение 2 Сценарий. 13
приложение 3. Обвинительное заключение……...…………………….15
Правовые и литературные источники. 25
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цели проведения деловой игры.
Целями проведения деловой игры «Судебное разбирательство» являются:
- показать этапы и процедуру стадии судебного разбирательства;
- научить правовой оценке исходной фактической правовой ситуации (анализу материалов дела, законодательства, разработке правовой позиции по делу, принятию процессуальных решений);
- привить практические навыки реализации полномочий профессиональными субъектами уголовного судопроизводства в ходе судебного разбирательства (составления процессуальных документов, устных выступлений в суде первой инстанции и т.д.);
- определить уровень теоретической подготовки студентов 3 курса ГОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» по дисциплине «Уголовный процесс».
Место проведения занятия.
Аудитория согласно расписанию.
1.3. Количество и состав участников. Метод проведения занятия и материально техническое обеспечение:
Примерный состав участников деловой игры:
· 3 федеральных судьи, один из которых - председательствующий судья;
· помощник судьи – 2 человека;
· государственный обвинитель (прокурор) – 2 человека;
· 1-2 потерпевших;
· адвокат-представитель потерпевшего;
· законный представитель потерпевшего;
· 2-3 подсудимых;
· защитники (по числу подсудимых, допускается 2 защитника у одного подсудимого);
· законный представитель подсудимого (у одного или нескольких подсудимых);
· 3-4 свидетеля;
· эксперт;
· переводчик;
· секретарь судебного заседания;
· 2 конвоира;
· эксперты – курсанты, не задействованные в игре;
· оформительская группа (4-5 человек).
Количество и состав участников (число подсудимых, потерпевших, защитников и т.д., необходимость участия эксперта (экспертов), специалиста (специалистов), переводчика) варьируется в зависимости от сложившейся игровой ситуации.
Материально-техническое обеспечение занятия:
1. Методическая разработка для проведения практического занятия в форме деловой игры (у преподавателя).
2. Образцы необходимых процессуальных документов.
3. Сценарий деловой игры - текст ситуации, предлагаемой для обсуждения и принятия решений в рамках темы занятия (у курсантов).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на момент проведения занятия.
5. Раздаточный материал – карточки с обозначением ролей курсантов и слушателей.
Примерное распределение учебного времени:
1. Первоначальный этап (организационный) – до 40 мин.
2. Основной этап (проведение деловой игры) – до 280 мин.
3. Заключительный этап (подведение итогов) - до 40 мин.