Модуль 1 включает 4 темы

Тема 1. Современные СМИ Великобритании, Ирландии

Система современной печати Великобритании. Современные тенденции развития английской прессы. Деятельность The Guardian, The Times, The IndependentThe Daily Telegraph, Financial Times: электронные версии, платное содержание веб-сайтов. Современные массовые издания. Региональные издания.

Старые и новые пресс-концерны 1970-2000-х годов, основные перипетии конкурентной борьбы между ними. Взаимоотношения газетных магнатов с государственной властью. Деятельность Р. Мердока в мире и на рынке СМИ Великобритании в частности.

Крупнейшие качественные и массовые газеты. Особенности журнальной периодики. Новые типы периодических изданий. Пресса и реклама. Техническое переоснащение издательского производства. Изменения в характере журналистского труда.

Система британского телерадиовещания: специфика смешанной модели. Особенности конкуренции BBC с коммерческими вещателями (ITV и др.). Эфирное, кабельное и спутниковое телевидение. Государственное и общественное регулирование вещания. Принципы управления BBC. Влияние этического кодекса BBC на редакционную политику.

Британские информационные агентства (Рейтер, Экстел и др.).

Особенности социально-экономического развития Ирландии и ирландских СМИ. «Акт о свободе информации» и правовое положение ирландских СМИ. Развитие ирландского телевидения и радиовещания: английские образцы и национальная специфика.

Свобода слова в Ирландии. Ольстерский кризис в освещении ирландских СМИ. Языковая проблема: СМИ на английском и гэлльском языке. Конкуренция ирландских и английских изданий. Деятельность Irish Independent, The Irish Times.

Тема 2. Современные СМИ Франции и Испании

Правовое положение французской прессы в 1960-90-е гг. Пресса во время войны в Алжире (1954-1962). Развитие журнальной периодики. Положение католической печати. Общественно-литературные издания.

Причины экономического кризиса ежедневной прессы. Адаптация печати к новым условиям. Распределение рекламных доходов среди столичных и провинциальных газет в 70-90-е годы. «Монд» — новая модель французской ежедневной газеты. Прогресс в области технологий. Правительственные меры поддержки периодической печати. Реформы Н. Саркози в области теле-радиовещания.

Крупнейшие медиаконгломераты Франции («Ашетт», группа Р. Эрсана и др.). Государственная политика в области СМИ. Способы поддержки периодической печати и ограничения монополизации СМИ.

Развитие французского телерадиовещания во 2-й пол. XX – нач. XXI века. Основные этапы децентрализации, демонополизации и разгосударствления французского телевидения (ОРТФ). Развитие частного телевидения. Содержание программ: потребности рынка и национально-культурное своеобразие. Французские информационные агентства.

Исторические особенности развития Испании во 2-й пол. XX века и характерные черты испанской прессы. Пресса в 60-е гг.: Закон Фрага. Типология испанской периодической печати. Деятельность El País. Роль региональной периодики. Религиозные издания. Пресса национальных меньшинств и ее место в политической жизни страны. Крупнейшие медиахолдинги Испании (Prisa, Telefónica и др.). Деятельность медиа-магната Хесуса де Поланко. Развитие испанского телерадиовещания: специфика смешанной модели. Правовое положение испанских СМИ.

Тема 3. Современные СМИ Германии и Италии

Политическое устройство послевоенной Германии и судьба немецкой журналистики. Типология прессы ФРГ, ее основные характеристики. Крупнейшие немецкие газеты 1960-90-х гг., их экономическое положение. Немецкие СМИ до падения Берлинской стены.

Пресса ГДР в 1960-80-е гг. Процесс дефашизации печати. Партийная печать и партийный контроль. Телерадиовещание ГДР на службе политической пропаганды. Иновещание ГДР.

Немецкая пресса после объединения страны. Экономическое положение печати на Западе и Востоке Германии. Общественно-правовое телевидение Германии (АРД и ЦДФ) – принципы функционирования и управления. Реформа западногерманского телевидения в 80-е гг.

Крупнейшие немецкие медиаконцерны (концерн Шпрингера, группа ВАЦ и др.) и информационные агентства. Регионализация печатной журналистики.

Трансформация системы итальянской печати после 2-й мировой войны. Издания антифашистских партий. Процесс дефашизации журналистики. Размежевание политических сил и развитие итальянских СМИ.

Место католической церкви в жизни общества. Влияние решений Ватиканского собора (1962-65) на развитие журналистики: католические газеты и журналы. Положение ежедневной печати в 1950-80-е годы. Причины кризиса партийной и вечерней прессы. Новации газеты «Реппублика» (1976). Корпоративистский принцип в итальянской журналистике. Меры государственной поддержки печатных СМИ.

Развитие итальянского телерадиовещания в 1960-90-е гг. Государственное (РАИ) и частное вещание. Деятельность Риццоли и Берлускони на рынке частного телевидения. Эволюция Берлускони: от предпринимателя к медиамагнату. Закон Гаспарри. Процесс концентрации СМИ. Собственники крупнейших итальянских СМИ. Итальянские информагентства.

Тема 4. Современные СМИ скандинавских стран

Особенности исторического развития скандинавских стран. Специфика северной социально-экономической модели: рыночные механизмы и государственное регулирование. Место общественных организаций и политических партий в демократической системе.

Развитие скандинавской прессы: роль политических партий. Положение прессы Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании в 1960-90-е гг. Крупнейшие газеты региона. Проблема экономического благосостояния прессы и цели «общественного служения демократии». Правительственные меры экономической поддержки периодических изданий. Тенденции развития журнальной и газетной периодики в к. XX-нач. XXI века. Новые типы печатных СМИ.

Становление и развитие телерадиовещания в скандинавских странах. Государственные телерадиокомпании скандинавских стран в 60-80-е гг. (NRK (Норвегия), SVT (Швеция) и др.). Этапы реформы телевидения (децентрализация и коммерциализация вещания). Коммерческое телевидение скандинавских стран. Телерадиовещание на языках национальных меньшинств. СМИ Исландии.

Свобода слова и демократические принципы функционирования СМИ стран северной Европы. Проблема концентрации СМИ в скандинавских странах. Крупные медиаконцерны Норвегии, Швеции и Финляндии. Информационные агентства скандинавских стран. Скандинавские СМИ в эпоху глобализации информационного пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: