Мой мир». Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца

Формирование личностных ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе - противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ.

Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации.

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечества.

Это направление предполагает воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирования умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения и правовой культуры.

Система образования видит задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях.

В организации воспитания по данному направлению следует исходить из того, что Санкт-Петербург является мировым центром просвещения, образования и культуры.

Необходимо использовать уникальную роль искусства, заключающееся в произведениях искусства глубокое психологическое и социальное содержание для становления личности учащегося, передачи духовного опыта поколений.

Общение с искусством должно быть процессом самопознания и самовоспитания. Результат художественно-эстетического воспитания – художественная грамотность, эстетическая образованность учащихся: широта кругозора в области искусства, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства. В конечном счете, результатом эстетического развития, приобщения к искусству и художественному творчеству должно стать нравственное совершенствование личности.

Воспитательные программы образовательных учреждений – это программы, актуализирующие ценностный потенциал Петербурга.

Следует развивать интерес учащихся к активному познанию культуры Петербурга и самореализации в нем. Важно разрабатывать программы дополнительного образования, реализуемые совместно с петербургскими театрами, музеями, кино и концертными залами, художественными галереями. Программа воспитания петербуржцев – это программа, реализуемая в поликультурном, многонациональном, многоконфессиональном городе, для которого тяготение к Европейской культуре так же характерно как интерес и уважение к традиционной русской культуре. Разрабатывая воспитательные программы - следует ориентироваться на созидательный потенциал многообразия, дружелюбие к разным культурам и их носителям, формирование толерантного сознания.

Одной из значимых основ процесса нравственного становления личности выступает чтение и осмысление классической и современной литературы. Программы непрерывного развития культуры чтения на всех этапах обучения с учетом возрастных особенностей учащихся должны стать неотъемлемой частью воспитательных программ школ. Разработка и реализация таких программ должна идти во взаимодействии с издательствами и книготорговыми организациями, писателями, художниками. Увлечение чтением должно быть поддержано во всех возрастных группах: среди детей, родителей, педагогов, партнеров школы. Приобщение к чтению не должно носить насильственного характера, должно сопровождаться процессом осмысление прочитанного, порождением различных форм читательского отклика (конкурсы, фестивали, творческие проекты, публикации, встречи с писателями, игровые программы).

Учитывая огромный интерес учащихся к современной музыке, следует искать адекватные ответы, обуславливающие развитие музыкального вкуса, в котором принятие классических образцов не отрицает права молодых на творение собственного музыкального мира; гармонизация современности и классики на основе развития эстетического чувства должно стать основой для значимых воспитательных проектов образовательных учреждений.

Значительным источником нравственных ценностей выступает наука и мир современных технологий. Образовательным учреждениям следует активнее включать учащихся в осмысление сущности современного прогресса, роли человека в этом процессе, мере его ответственности. Исследовательские проекты, научные дискуссии, встречи с современными предпринимателями и учеными, разработка и реализация школьниками конструкторских проектов, программы поддержки юных изобретателей – отличительная черта современного воспитания.

Становление ценностного мира современного школьника происходит не только в реальном и виртуальном пространстве современных социальных сетей. Активная позиция образовательных учреждений, направленная на использование созидательного потенциала Интернет-пространства и корректировку негативного ценностного воздействия должна стать важной частью воспитательных программ образовательных учреждений. Программы социального сетевого взаимодействия, разрабатываемые и реализуемые в содружестве с различными социальными институтами - отличительная черта современных воспитательных программ.

Культура петербуржца складывается из самых различных проявлений: культуры устной публичной речи, культуры бытовых коммуникаций; культуры общения между всеми участниками образовательного процесса; культуры поведения в городе и обществе, медиакультуры. Образовательные учреждения должны стремиться к воспитанию культуры петербуржца прежде всего за счет уклада собственной школьной жизни, традиций и правил, установленных в образовательных учреждениях, характеризующих взаимодействие старшего и младшего поколения. Следует развивать культуру собственного достоинства юного петербуржца, считать неприемлемыми проявления межличностного насилия, недопустимым – начальственный и педагогический окрик, оскорбление, унижение человека (любого возраста) на уроке, перемене, собрании и т.д.

План мероприятий по направлению работы по Программе представлен в специальном разделе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: