, (6)
где
- крутящие моменты, которые учитывают при расчете на усталость;
- максимальный из моментов, учитываемых при расчете на усталость (
=
);
,
- соответствующие моментам
частоты вращения и время работы.
При расчете на усталость не учитывают кратковременные перегрузки.
Установлено, что большинство режимов нагружения современных машин сводятся к шести типовым режимам (рис.3).

Рис. 3
На рис. 3:
- текущее значение момента нагрузки;
- максимальный из моментов, которые учитывают при расчете на усталость;
- число циклов нагружений при работе с моментами
;
- суммарное число циклов нагружений за расчетный срок службы передачи. Типовые режимы нагружений обозначены:
- постоянный;
- тяжелый;
- средний равновероятный;
- средний нормальный;
-легкий;
- особо легкий.
При известном 
, (7)
где
- коэффициент эквивалентности (табл. 1).
Таблица 1
| Режим нагрузки | Коэффициенты эквивалентности | ||
|
| ||
|
| ||
| 1V V | 0,500 0,250 0,180 0,125 0,063 | 1,0 0,300 0,143 0,065 0,038 0,013 | 1,0 0,200 0,100 0,036 0,016 0,004 |
Коэффициент
. Большие значения соответствуют шлифованным и полированным поверхностям зубьев;
Коэффициент
. Меньшие значения соответствуют передачам, работающим при малых окружных скоростях (
). При более высоких значениях окружной скорости возникают лучшие условия для смазки колес, что позволяет повысить допускаемые напряжения:
, при
;
при
.
Допускаемое напряжение
для цилиндрических и конических передач с прямыми зубьями равно меньшему значению из допускаемых шестерни
и колеса
.
Для цилиндрических и конических передач с непрямыми зубьями за расчетное принимают среднее из
и
, если выполняется условие
(2)
где
- меньшее их двух:
,
.
Максимальные допускаемые контактные напряжения
Максимальные допускаемые контактные напряжения назначают для исключения остаточных (пластических) деформаций или хрупкого разрушения упрочненного поверхностного слоя. Допускаемые напряжения для зубьев из улучшенных сталей
=
, где
- предел текучести,
, для зубьев, подвергнутых цементации или закалке ТВЧ,
.
Допускаемые напряжения изгиба при расчете на усталость






