Основные принципы оплаты жилых помещений и коммунальных слуг по договору найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов определены Законом об основах федеральной жилищной политики. Оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет осуществлен поэтапно в течение 10 лет с использованием специальных мер социальной защиты граждан. В Программе социальных реформ в РФ на период 1996—2000 гг., утвержденной Правительством РФ 26 февраля 1997 г., в частности, говорится: "в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусматривается:
обеспечить дифференцированный подход к повышению оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотрев полную оплату издержек семьями с высокими доходами и усиление социальной защиты малоимущих групп населения;
упорядочить льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для различных групп населения;
|
|
перевести государственные и муниципальные службы заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию на договорные отношения с субъектами хозяйствования и потребителями в жилищно-коммунальной сфере. В рамках договорных отношений обеспечить гарантированное обслуживание потребителей на уровне минимальных государственных стандартов и переход на конкурсный отбор организаций-подрядчиков любой формы собственности по эксплуатации и ремонту жилищного фонда'"[182].
Этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяются Правительством Российской Федерации совместно с правительствами республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом размер оплаты жилья устанавливается дифференцированно в зависимости от качества и местоположения жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 18 июня 1996 г.№ 707[183] признано необходимым продолжить переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечив к 2003 г. уровень платежей граждан в размере полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.
Установлено, что структура платежей населения за жилье всех форм собственности должна включать:
первый платеж — содержание и ремонт (включая капитальный ремонт) мест общего пользования в жилых зданиях. Платежи на содержание и ремонт домов вносятся нанимателями (собственниками) жилых помещений и производятся по ставкам, утверждаемым на соответствующий период времени исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Оплата на содержание и ремонт домов включает платежи за выполнение работ по эксплуатации, текущему ремонту, санитарному обслуживанию строения, оборудования, территории при найме жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда[184];
|
|
второй платеж — плата за коммунальные услуги (отопление, водопровод, газ, электроэнергия, горячая вода, канализация и др.). Данная оплата производится всеми гражданами по одинаковым ставкам независимо от основания пользования жилым помещением и вида занимаемого жилья (собственность, договор найма, членство в ЖК (ЖСК)) на основании утвержденных ставок оплаты коммунальных услуг. Ставки оплаты рассчитываются исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг населения и тарифов на них.
Кроме платы за коммунальные услуги граждане вносят плату также за иные услуги (телеантенна, радиоточка, телефон, домофон, услуги управляющих, швейцаров, садовников и т. п.). Плата за эти услуги производится также через расчетные книжки, выдаваемые гражданам жилищными организациями, на основании утвержденных тарифов либо по договорам.
Наниматель жилого помещения осуществляет также третий платеж — вносит плату за пользование жилым помещением.
В отличие от этого собственник жилого помещения не платит за пользование собственным жильем. Вместе с тем собственники жилых помещений платят налог на имущество [185].
Плата за наем жилого помещения производится нанимателем по утвержденным ставкам и отражает платежи населения, проживающего в домах государственного и муниципального жилищных фондов, на восстановление этих фондов. Согласно ст. 20 Закона "Основы жилищной политики в городе Москве":
"Плата за жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов должна компенсировать затраты на текущую эксплуатацию и обеспечивать наймодателю установленный уровень рентабельности". Ставки платы за наем дифференцируются в зависимости от места расположения дома, степени его износа, наличия средств благоустройства и других эксплуатационных характеристик данного дома (квартиры).
В целях реализации Указа Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства.в Российской Федерации" от 28 апреля 1997 г. № 425[186] Правительством РФ устанавливаются федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, позволяющие обеспечить поэтапный, постепенный переход данной отрасли на принципы полной самоокупаемости. Например, постановлением Правительства РФ "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 год" от 24 февраля 1999 г. № 205 установлены следующие федеральные стандарты:
— федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (в 1999 году в целом по всем видам услуг он составил 60% от общей стоимости жилищно-коммунальных услуг);
— федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в 1999 году максимальная величина платы за жилье и коммунальные расходы в структуре семейных расходов не должна была превышать 19%);
— федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (в 1999 году он равнялся 11,5%);
Важно отметить, что Правительство РФ рекомендовало органам государственной власти субъектов РФ "увязывать изменения оплаты жилья и коммунальных услуг с уровнем доходов населения и системой мер по социальной защите малоимущих категорий граждан, а также реализацией мероприятий, направленных на снижение издержек производства жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания потребителей'[187].
|
|
В соответствии с Законом РФ от 14 апреля 1995 г. № 41 основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации. Государственное регулирование тарифов осуществляет Федеральная энергетическая комиссия[188].
В Законе об основах федеральной жилищной политики указывается, какие конкретно специальные меры социальной защиты граждан используются при проведении в жизнь новой системы.оплаты жилья и коммунальных услуг. Согласно ч. 2 ст. 15 "органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам компенсации (субсидии), обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации".
В Законе, однако, содержится оговорка о том, что граждане, сдающие жилье в поднаем, утрачивают право на компенсацию (субсидию) по оплате жилья и коммунальных услуг (ч. 5 ст. 15 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с Положением компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
В Положении уточняется понятие "социальная норма площади жилья". Согласно п. 2 Положения социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления на данной территории жилых помещений, определяемому органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов. В Положении определен порядок исчисления величины (размера) компенсации для граждан.
|
|
Положением рекомендуется органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления устанавливать предельно допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, учитывая, что в 2003 г. ее величина не должна превышать 20% совокупного дохода семьи.
Компенсации предоставляются гражданам — нанимателям жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
Компенсация назначается органом местного самоуправления (уполномоченной выполнять эти функции организацией) после представления гражданином необходимых документов о составе семьи, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилья и коммунальных услуг, совокупном доходе семьи и других документов, предусмотренных порядком предоставления компенсаций гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления.
В Положении подчеркивается, что предоставление компенсаций всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Неурегулированность финансовых взаимоотношении между организациями на местном уровне не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам компенсаций.
В качестве источников средств, направляемых на компенсации, используются: часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги, средства соответствующих бюджетов, а также собственные средства организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд.
При этом организации, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный или муниципальный жилищный фонд, обязаны компенсировать затраты, связанные с предоставлением компенсаций, всем имеющим на то право гражданам, проживающим в вышеуказанном фонде, за счет собственных средств. Компенсации предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги. Величина субсидии определяется в виде разницы между принятыми на данный период размерами оплаты жилых помещений (по социальному нормативу) и стоимости коммунальных услуг в соответствии с нормами их потребления и предельно допустимой долей расходов граждан на эту сферу из совокупного дохода семьи. Размер субсидии не может превышать фактически начисленную плату за жилье и коммунальные услуги. Порядок предоставления и учета средств, направляемых на компенсации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В Законе об основах федеральной жилищной политики (ст. 15) содержится весьма важная норма, обязывающая местную администрацию, а также предприятия (учреждения, организации) по обращению граждан производить замену жилого помещения с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы. С момента подачи заявления о замене жилого помещения до его замены граждане оплачивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, определенных ст. 15 Закона об основах федеральной жилищной политики.
Правило о замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы жилья является одной из разновидностей правила, закрепленного в ст. 75 ЖК РСФСР, которая предоставляет нанимателю, имеющему излишнюю жилую площадь сверх установленной, право требовать от местных органов исполнительной власти, от предприятия, учреждения, организации (в зависимости от принадлежности жилого дома) предоставления ему в установленном порядке жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого. Вместе с тем в отличие от ст. 75 ЖК РСФСР в ст. 15 Закона об основах жилищной политики содержатся два весьма важных момента: во-первых, предусматривается обязанность соответствующих жилищных органов по обращении гражданина произвести замену жилого помещения и, во-вторых, нанимателю предоставлено право оплаты своего жилого помещения, подлежащего замене, до его замены в пределах социальной нормы.
Взимание платы за нанимаемое жилое помещение и ремонт мест общего пользования в жилище, находящемся в собственности граждан и предназначенном для проживания собственников и членов их семей, осуществляется исходя из ставок, устанавливаемых на один квадратный метр жилой площади квартиры, а в коммунальных квартирах — на один квадратный метр жилой площади комнат.
Плата за проживание в общежитиях взимается: при поквад-ратном заселении — исходя из ставок, установленных на один квадратный метр жилой площади квартиры; при однокомнатном заселении — на один квадратный метр жилой площади комнаты. Эти ставки не могут превышать ставки оплаты жилья социального использования (ст. 151 проекта ЖК РФ).
Оплата жилья социального использования устанавливается с учетом того, что ставки на оплату жилья и тарифы на коммунальные услуги утверждаются органами местного самоуправления в зависимости от качества жилищного фонда (материал стен, этажность, износ и др.), его комфортности, наличия отдельных видов благоустройства (водо-, тепло-, газоснабжение и др.) и с учетом предельного уровня платежей граждан, определяемого Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке (ст. 153 проекта ЖК РФ).