К семинарским занятиям

Жилищное право представляет собой совокупность норм права, регламентирующих жилищные отношения, поэтому предметом его регулирования является определенная категория общественных отношений, именуемых в законодательстве «жилищными».

Следует учитывать, что законодательство не содержит четкого определения понятия «жилищные отношения», поэтому его можно вывести проанализировав нормы права.

Итак, если исходить из смысла закона, то «жилищными» можно считать отношения, возникающие, как правило, по поводу готового объекта, в качестве которого выступает жилое помещение, включенное в установленном порядке в состав жилищного фонда и предназначенное для проживания граждан, а именно:

- отношения по возникновению и прекращению права пользования жилыми помещениями;

- отношения по осуществлению права пользования жилыми помещениями;

- отношения по обеспечению сохранности содержания и ремонта жилищных фондов;

- отношения, возникающие в связи с контролем органов государственной власти и местного самоуправления за соблюдением жилищных прав граждан и использованием жилищного фонда.

Хотелось бы обратить внимание студентов на то, что для правильного применения правовых норм к отношениям, где в качестве объекта выступает жилое помещение, необходимо проводить черту между жилищным и гражданским законодательством. Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. Жилищным правом урегулированы отношения, возникающие на основании договора социального найма жилых помещений, в частности: отношения по предоставлению жилых помещений, нуждающихся в них, по пользованию жилищем, отношения по обеспечению сохранности жилищного фонда и т.п.

Не являясь самостоятельной отраслью права, жилищное право носит комплексный характер, поскольку объединяет в себе нормы и правовые институты гражданского, административного, земельного права и др.

Следовательно, жилищное право заимствует из других отраслей права и методы правового регулирования (например, когда речь идет о пользовании жилыми помещениями, очевидно, что отношения сторон развиваются исходя из принципа равенства сторон и их имущественной самостоятельности (гражданско-правовой метод), когда же рассматривается порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в них из государственного или муниципального жилищных фондов, то характерным для отношений сторон в данной ситуации является признак власти и подчинения (административный метод правового регулирования)).

Семинарские, практические занятия и самостоятельная работа под руководством преподавателя по жилищному праву являются формами учебных занятий студентов Академии управления и экономики. В процессе их проведения предполагается закрепление знаний, полученных на лекциях, в ходе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, а также анализе проблемных вопросов, нуждающихся в дополнительном рассмотрении, осуществление контроля за уровнем знаний обучаемых и усвоения ими учебного материала. Достижение поставленных целей связано с решением следующих задач:

1) оптимально организовать учебный труд студентов в области получения знаний по курсу жилищного права;

2) способствовать усвоению обучаемыми материалов преподаваемой дисциплины;

3) обеспечить контроль за качеством получаемых знаний;

4) оказывать содействие в организации самостоятельной работы по изученным темам.

Особые требования предъявляются к осознанному и постоянному усвоению студентами теоретических вопросов.

При подготовке к семинарским, практическим занятиям, а также в процессе самостоятельной работы по темам курса следует использовать в качестве источников:

1) конспект лекций;

2) учебники и учебные пособия;

3) нормативно-правовые акты, монографии, научные статьи, касающиеся изучаемой темы;

4) дополнительную литературу (материалы из СМИ, примеры из юридической и судебной практики и т. д.).

5) информационно-правовые системы (Гарант, Консультант+, Кодекс и т.д.)

6) ресурсы сети Интернет.

Все источники рекомендуется рассматривать «сквозь призму» вопросов плана семинарского занятия. Следует учиться находить, отбирать из разнообразных источников и систематизировать только такую информацию, которая касается вопросов семинара.

Основная часть ответа на семинарском занятии представляет собой самостоятельное изложение обучаемым изученного материала. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки из законодательных актов, научной и учебной литературы. Такая форма ответа наиболее оправдана потому, что соответствует уровню требований, предъявляемых на курсовом зачете.

Семинар – это прежде всего лаборатория творческого мышления, и в этом видится его основное учебно-методическое назначение, наибольшая дидактическая ценность. Только в том случае, если после занятия студенты имеют более широкие и глубокие знания чем к его началу, оно полностью оправдывает себя как форму учебы.

Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, в обсуждении сообщений товарищей по группе, когда требуется четко и последовательно формулировать свою позицию, аргументировать ее, «защищаясь» от оппонентов, ставить вопросы выступающим товарищам, оценивать их ответы. Практические поведенческие навыки, формирующиеся в таких дискуссиях, - составная часть профессиональной правовой культуры юриста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: