Астраханский государственный технический университет

ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Кафедра гидробиологии и общей экологии

ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ

методические указания к практическим занятиям по курсу «Экологический мониторинг» для студентов специальностей 013500«Биоэкология» и 013100«Экология»

АСТРАХАНЬ, 2004

Методические указания составлены:

к.б.н., доц. кафедры «Гидробиология и общая экология» Астраханского государственного технического университета И.В. Волковой,

Ассистентом кафедры «Гидробиология и общая экология» Астраханского государственного технического университета С.В. Шипулиным.

Методические указания рассмотрены и одобрены на кафедре ««Гидробиология и общая экология» Астраханского государственного технического университета _______2004 года, протокол №_____

Рецензент: к. ф.-м. н., доц. кафедры «Гидробиология и общая экология» Астраханского государственного технического университета М. И. Сурков.

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Содержание.

Введение.

1. Термины, понятия, определения.

2. Виды ионизирующих излучений.

3. Источники ионизирующих излучений.

3.1. Естественные источники ионизирующих излучений.

3.2. Искусственные источники ионизирующих излучений.

4. Действие ионизирующих излучений на биологические объекты.

4.1. Действие ионизирующих излучений на клеточном уровне.

4.2. Действие ионизирующих излучений на организм человека.

4.3. Действие ионизирующих излучений на биогеоценотическом уровне.

5. Радиационная безопасность. Нормы и правила контроля.

6. Измерение уровня гамма-фона с помощью дозиметра-радиометра ДГВ-004.

7. Практические задания.

8. Контрольные вопросы.

Список литературы.

Введение.

С развитием цивилизации человечество все чаще сталкивается с разнообразным воздействием ионизирующих излучений на организм человека и негативными результатами такого воздействия. Широко известны неблагоприятные последствия первых атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, испытаний ядерного оружия. Общественности нашей страны известны многочисленные аварии при работе радиохимических предприятий, случавшиеся на территории нашей страны. Особое место в памяти человечества занимает крупнейшая авария на Чернобыльской АЭС. В настоящее время большой проблемой являются поиски эффективных способов утилизации и захоронения радиоактивных отходов. Значительное внимание уделяется и вопросам действия на организм человека источников ионизирующих излучений, не связанных с ядерной энергетикой и ядерным оружием, как естественного, так и антропогенного происхождения.

Традиционная энергетика все менее удовлетворяет энергетические потребности людей. В связи с перспективой исчерпания ископаемых источников углеводородного сырья, особое место начинает занимать атомная энергетика, тем более что перспективы теоретически более безопасной термоядерной энергетики продолжают оставаться туманными уже свыше сорока лет, а сколько-нибудь эффективных способов использования альтернативных источников энергии нет, и они вряд ли появятся в ближайшем будущем.

Развитые страны (в том числе имеющие хорошие экологические традиции), имеющие доступ к ядерным технологиям, постоянно пускают в строй новые АЭС. Так, в США 8-20 % потребности в энергии обеспечивается за счет АЭС, в Японии –до 45-50 %, во Франции эта цифра увеличивается до 70-80 %. Чем более зависима развитая страна от внешних источников углеводородов, тем более активной сторонницей АЭС она является. Для сравнения, доля АЭС в энергетики России только 16 %.

В такой перспективе необходимо знание рисков, связанных с воздействием ионизирующих излучений на природную и техногенную среду и умение их предотвратить или свести до минимума. Это предполагает хорошее знание природы ионизирующих излучений, особенностей их биологического действия и мер защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: