Обязанность – право

Региональная общественная организация

«Республиканское общество защиты прав потребителей»

Республики Башкортостан

Закон и Порядок Издание первое 01.02.2013 г.

Большую роль в жизни людей играют те вещи, которые впитаны с детства. Будь то сказки, пропаганда или пример старших, неважно, мы подсознательно несем в себе единожды закрепленную модель поведения.

Эпоха СССР приучила нас к тому, что государство, всесильный аппарат, стоит над нами и от нас мало что зависит в этой жизни. Период государственной собственности превратил нас не в слишком рачительных хозяев.

Однако, в настоящее время подавляющее большинство из нас обрело то, к чему стремилось – частную собственность. И в первую очередь – это собственность на свое жилье. Наши квадратные метры стали воистину нашими и вместе с правом к нам пришли и обязанности. Одна из них – оплата жилья. Да, мы платили и раньше и многие думают, что от изменения названия строчки в счете суть не меняется, но они ошибаются.

Право – обязанность.

Обязанность – право.

Если раньше мы платили и не думали, то теперь, уж поверьте, самое время задуматься. Теперь, когда в стране свободный рынок свободной конкуренции и продавцы услуг должны завоевывать клиента, именно теперь пришло время задуматься – кому и за что мы платим.

Бывшие ДЕЗы, ныне общества с ограниченной ответственностью, по сути – те же продавцы на рынке. Но они пользуются нашей инерционностью мышления, нашей привычкой платить не спрашивая, чтобы навязывать нам свои условия. Мало кто из нас задумывается, что в настоящее время можно выбрать Управляющую Компанию, что можно затребовать у нее отчет о выполненной работе, а проще говоря, спросить – на что и сколько ушло наших денег?

Подумайте, сколько и за что Вы платите? А главное – что делает для Вашего дома ваша компания?

В первую очередь на ум приходит одна из самых ощутимых статей – капитальный ремонт. Мы платим, не обращая внимания, что стены в трещинах, крыши текут и по потолку расползается плесень. А директора ЖЭУ строят честные глаза и заявляют нам в лицо - недостаточно средств. Позвольте, а куда они делись? Если я плачу – я хочу видеть результат, а если результата нет – извольте вернуть мне мои деньги.

Наши условия - ваши деньги.

Горожане незаметно для себя попадают под ярмо управляющей компании. За непринятие условий и тарифов управляющие компании, пользуясь юридической неграмотностью граждан, угрожают отключить воду и отопление.

Угрозы отключения от благ цивилизации - далеко не единственный эпизод из хроники сложных взаимоотношений управляющих компаний и жильцов. Определенная их часть зафиксирована даже в судебных решениях. Так, в 2009 году собственники дома, N20 по бульвару Салавата Юлаева в городе Салават, приняли на общем собрании решение о приостановлении платы за капитальный ремонт до того времени, пока они не определятся со сроками его проведения, что, к слову, разрешено Жилищным кодексом РФ. Однако, как говорится в судебных документах, управляющая компания продолжала "самовольно начислять и удерживать плату по статье "капитальный ремонт" с жителей указанного дома". В итоге Салаватский городской суд, рассмотревший коллективную жалобу собственников, признал действия управляющей компании необоснованными и незаконными и обязал сделать перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг, вернув, либо компенсировав пострадавшим понесенные затраты.

Сейчас обслуживающая организация рассчитывается с жильцами по долгам, одновременно продолжая нарушать закон. По свидетельствам собственников, нарушения в деятельности управляющей компании начались еще в 2005 году, когда, собственно, и была она создана, пришедшая на смену муниципальным жилищным трестам. Никаких собраний ни по заключению договоров, ни по выбору старшего по дому в 2005, а затем и в 2008 годах не было, просто мастер жилищного участка собрал с жильцов подписи под каким-то документом, ничего толком не объяснив.

В свое время в Салавате реализовывался пилотный проект, конечной целью которого была полная демонополизация жилищной сферы и образование высококонкурентного рынка управления многоквартирными домами небольшими частными организациями, а также формирование множества эффективных собственников в виде ТСЖ. Однако задуманное до конца не довели, в результате руководство бывшей Дирекции единого заказчика, воспользовавшись необходимостью создать ряд условий в регионах для получения федеральной финансовой поддержки, убедило администрацию города объединить большую часть муниципальных ЖЭУ в одно целое.

На этой базе была создана мощная частная управляющая компания, которая занялась среди прочего и оказанием услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Получение согласия собственников на заключение договоров управления домами было делом техники. Таким образом, вместо муниципальных жилищных организаций возник монстр-частник, ставший второй властью в городе и практически не подотчетный местному руководству.

В итоге сегодня собственники квартир оказались в безвыходной ситуации - они не могут ни согласиться с теми условиями содержания, которые им навязывает управляющая компания, ни поменять обслуживающую организацию. Надолго ли им еще хватит терпения, чтобы отстаивать свою позицию, неизвестно. Казалось бы, чего проще: если не устраивают условия обслуживания жилья, предоставляемые одной управляющей компанией, надо отказаться от ее услуг и выбрать другую. Но не тут-то было. Рынок жилищных услуг в городе строго поделен между несколькими управляющими компаниями, распрощавшись со своей управляющей компанией, мы рискуем вообще оказаться один на один со своими проблемами, потому что договоренности между собой они нарушать не станут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: