Классификации и виды представлений

Обычно представление определяется как образ предмета или явления, в данный момент не воздействующего на органы чувств.

I. Классификация по происхождению

1) представления, возникающие на основе восприятий как результат деятельности памяти, воспроизводящей прежде воспринятое;

2) представления на основе воображения, формирующиеся или возникающие безотносительно к прежнему восприятию, хотя и использующие его;

3) представления на основе мышления, реализующиеся в графических моделях, схемах.

Существуют и иные точки зрения, не признающие такого разделения представлений на образы памяти и воображения. Некоторые исследователи определяют представление как процесс оживления следов прошлых восприятий, а воображение ‒ как создание нового образа на основе замыкания новых связей между следами прежних восприятий [Дьяков, 1925, с, 201]. Другие рассматривают представление как процесс создания образа путем мысленного преобразования его наглядной основы (например, на основе чтения чертежа), а воображение ‒ как преобразование уже созданных образов [Коршунова Л.С., 1979].

Так, подчеркивая различие между представлением и воображением, И.С.Якиманская отмечает, что "если представление есть результат представливания с опорой на восприятие, то воображение есть сложная деятельность представливания, осуществляемая с максимальным отвлечением от исходной основы, путем разноплановых и многократных преобразований имеющихся представлений" [Якиманская И.С., 1980 296, с. 112-113].

II. Классификация по степени обобщения объективной реальности

1) представления единичные (представления конкретных предметов и явлений),

2) общие (представления об общих чертах группы предметов или явлений),

3) схематизированные (отражение предметов или явлений в виде условных графических изображений).

III. Классификация представлений в зависимости от анализатора, с которым главным образом связано их возникновение

1) зрительные представления,

2) слуховые (речевые и музыкальные),

3) двигательные, или кинестетические (о движении тела и его частей, а также речедвигательные),

4) осязательные,

5) обонятельные и др.

6) в качестве одного из важнейших видов выступают пространственные представления как отражение формы и размещения объектов (сами объекты при этом представляются весьма неопределенно),

6.1.) плоскостные

6.2.) трехмерные (стереометрические) представления.

IV. Классификация по содержанию деятельности

1) художественные,

2) математические,

3) технические,

4) географические и другие представления.

V. Классификации образов по их структуре (Ж. Пиаже [196J)

1) репродуктивные, отражающие уже известные предметы и события, подразделяющиеся в свою очередь на

1.1.) статические (отражающие неподвижные предметы),

1.2.) кинетические (отражающие различные формы движения),

1.3.) преобразующие (отражающие уже известные преобразования объектов);

2) антиципирующие, воспроизводящие новые события и предметы, включающие

2.1.) кинетические,

2.2.) преобразующие (отражающие как конечный результат преобразований, так и все этапы трансформации образа).

VI. Классификация образов в отечественной психологии [6, 73, 109 и др.]

1) по степени обобщенности,

2) по способам формирования

3) по функционированию.

Продуктивные свойства представлений

1. Яркость ‒ четкость, указывающая на степень приближения вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивностных) [Голубева Э.А., 1993];

2. Точность образов, определяемая степенью соответствия образа объекту, воспринимавшемуся ранее;

3. Полнота, характеризующая структуру образа, отражение в нем формы, размеров и пространственного положения объектов;

4. Детальность представленной в образе информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: