Обычно представление определяется как образ предмета или явления, в данный момент не воздействующего на органы чувств.
I. Классификация по происхождению
1) представления, возникающие на основе восприятий как результат деятельности памяти, воспроизводящей прежде воспринятое;
2) представления на основе воображения, формирующиеся или возникающие безотносительно к прежнему восприятию, хотя и использующие его;
3) представления на основе мышления, реализующиеся в графических моделях, схемах.
Существуют и иные точки зрения, не признающие такого разделения представлений на образы памяти и воображения. Некоторые исследователи определяют представление как процесс оживления следов прошлых восприятий, а воображение ‒ как создание нового образа на основе замыкания новых связей между следами прежних восприятий [Дьяков, 1925, с, 201]. Другие рассматривают представление как процесс создания образа путем мысленного преобразования его наглядной основы (например, на основе чтения чертежа), а воображение ‒ как преобразование уже созданных образов [Коршунова Л.С., 1979].
|
|
Так, подчеркивая различие между представлением и воображением, И.С.Якиманская отмечает, что "если представление есть результат представливания с опорой на восприятие, то воображение есть сложная деятельность представливания, осуществляемая с максимальным отвлечением от исходной основы, путем разноплановых и многократных преобразований имеющихся представлений" [Якиманская И.С., 1980 296, с. 112-113].
II. Классификация по степени обобщения объективной реальности
1) представления единичные (представления конкретных предметов и явлений),
2) общие (представления об общих чертах группы предметов или явлений),
3) схематизированные (отражение предметов или явлений в виде условных графических изображений).
III. Классификация представлений в зависимости от анализатора, с которым главным образом связано их возникновение
1) зрительные представления,
2) слуховые (речевые и музыкальные),
3) двигательные, или кинестетические (о движении тела и его частей, а также речедвигательные),
4) осязательные,
5) обонятельные и др.
6) в качестве одного из важнейших видов выступают пространственные представления как отражение формы и размещения объектов (сами объекты при этом представляются весьма неопределенно),
6.1.) плоскостные
6.2.) трехмерные (стереометрические) представления.
IV. Классификация по содержанию деятельности
1) художественные,
2) математические,
3) технические,
4) географические и другие представления.
V. Классификации образов по их структуре (Ж. Пиаже [196J)
|
|
1) репродуктивные, отражающие уже известные предметы и события, подразделяющиеся в свою очередь на
1.1.) статические (отражающие неподвижные предметы),
1.2.) кинетические (отражающие различные формы движения),
1.3.) преобразующие (отражающие уже известные преобразования объектов);
2) антиципирующие, воспроизводящие новые события и предметы, включающие
2.1.) кинетические,
2.2.) преобразующие (отражающие как конечный результат преобразований, так и все этапы трансформации образа).
VI. Классификация образов в отечественной психологии [6, 73, 109 и др.]
1) по степени обобщенности,
2) по способам формирования
3) по функционированию.
Продуктивные свойства представлений
1. Яркость ‒ четкость, указывающая на степень приближения вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивностных) [Голубева Э.А., 1993];
2. Точность образов, определяемая степенью соответствия образа объекту, воспринимавшемуся ранее;
3. Полнота, характеризующая структуру образа, отражение в нем формы, размеров и пространственного положения объектов;
4. Детальность представленной в образе информации.