Я предложил Андрею: «Ну представь, чего ты хочешь, кем хочешь быть, что тебе хочется делать!»
— Не знаю…
Для сравнения я попробовал ту же игру с другими детьми его возраста — во всех случаях, кроме одного, ответ был тот же.
Тогда мы занялись с Андреем простейшей игрой в воображение: «Закрой глаза, представь себе дом, который бы ты хотел иметь, расскажи, сколько в нем комнат, какие вещи стоят в этих комнатах, где твой компьютер, где гитара. Где ты сам? Каким ты будешь через пять лет?»
Пока речь шла о компьютере, все было ничего, но себя самого увидеть воочию никто — ни Андрей, ни другие мои воспитанники — по-настоящему так и не смог.
Признаюсь, для меня это было неожиданно. Я с детства любил представлять себя выросшим, рисовал яркие живые картины своей воображаемой жизни, в которой компенсировал собственные слабости и ошибки. Каждый день, ложась в постель, я не менее получаса предавался видениям того, каким большим, сильным и мудрым я скоро буду, и, о юношеское тщеславие! как все девочки будут восторгаться мною.
|
|
Д.Морозов. «Поколение Китеж».
Дмитрий Морозов, как педагог, открыл для себя сильнейшую вещь: человек развивает себя, если у него есть картинка будущего. Нет картинки будущего — человек не развивается. Стоит на месте.
Были проведены очень интересные исследования, ищущие ответ на вопрос: что отличало выдающихся людей от людей обычных? Есть ли, было ли что-то в их жизни такое, что сделало их такими выдающимися людьми? Похоже, что одно обстоятельство объединяло их всех: по их воспоминаниям, у них у всех с детства жила в душе картинка, в которой было записано, что они пришли в жизнь не просто так, что они обязаны в жизни сделать что-то особенное, большое, выдающееся. В их картинке была записана необходимость результата, с их картинкой они не могли удивленно спросить: «А что, разве в жизни нужно что-то делать?»
Для того, у кого картинка с движением без цели, естественно жить без цели. Если в вашей картинке появляется цель и стремление к результату, для вас станет невозможной бесцельная, бессмысленная жизнь.