Задание 1. Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера

Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера

Что нужно знать:

· перевод чисел между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления

Полезно помнить, что в двоичной системе: · четные числа оканчиваются на 0, нечетные – на 1; · числа, которые делятся на 4, оканчиваются на 00, и т.д.; числа, которые делятся на 2k, оканчиваются на k нулей · если число N принадлежит интервалу 2k-1 £ N < 2k, в его двоичной записи будет всего k цифр, например, для числа 125: 26 = 64 £ 125 < 128 = 27, 125 = 11111012 (7 цифр) · числа вида 2k записываются в двоичной системе как единица и k нулей, например: 16 = 24 = 100002 · числа вида 2k-1 записываются в двоичной системе k единиц, например: 15 = 24-1 = 11112 · если известна двоичная запись числа N, то двоичную запись числа 2·N можно легко получить, приписав в конец ноль, например: 15 = 11112, 30 = 111102, 60 = 1111002, 120 = 11110002

· отрицательные целые числа хранятся в памяти в двоичном дополнительном коде (подробнее см. презентацию «Компьютер изнутри»)

· для перевода отрицательного числа (-a) в двоичный дополнительный код нужно сделать следующие операции:

o перевести число a-1 в двоичную систему счисления

o сделать инверсию битов: заменить все нули на единицы и единицы на нули в пределах разрядной сетки (см. пример далее)

Задание 1

Дано: и . Какое из чисел с, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству a < c < b?

1) 110110012 2) 110111002 3) 110101112 4) 110110002

Общий подход:

перевести все числа (и исходные данные, и ответы) в одну (любую!) систему счисления и сравнить.

Решение (вариант 1, через десятичную систему):

1)

2)

3) переводим в десятичную систему все ответы:

110110012 = 217, 11011100 2= 220, 110101112 = 215, 110110002=216

4) очевидно, что между числами 215 и 217 может быть только 216

5) таким образом, верный ответ – 4.

Возможные проблемы: арифметические ошибки при переводе из других систем в десятичную.

Решение (вариант 2, через двоичную систему):

1) (каждая цифра шестнадцатеричной системы отдельно переводится в четыре двоичных – тетраду);

2) (каждая цифра восьмеричной системы отдельно переводится в три двоичных – триаду, старшие нули можно не писать);

3) теперь нужно сообразить, что между этими числами находится только двоичное число 110110002 – это ответ 4.

Возможные проблемы: запись двоичных чисел однородна, содержит много одинаковых символов – нулей и единиц, поэтому легко запутаться и сделать ошибку.

Решение (вариант 3, через восьмеричную систему):

1) (сначала перевели в двоичную систему, потом двоичную запись числа разбили на триады справа налево, каждую триаду перевели отдельно в десятичную систему, так как для чисел от 0 до 7 их восьмеричная запись совпадает с десятичной);

2) , никуда переводить не нужно;

3) переводим в восьмеричную систему все ответы:

110110012 = 011 011 0012 = 3318 (разбили на триады справа налево, каждую триаду перевели отдельно в десятичную систему, как в п. 1)

11011100 2= 3348, 110101112 = 3278, 110110002=3308

4) в восьмеричной системе между числами 3278 и 3318 может быть только 3308

5) таким образом, верный ответ – 4.

Возможные проблемы: нужно помнить двоичную запись чисел от 0 до 7 (или переводить эти числа в двоичную систему при решении).

Решение (вариант 4, через шестнадцатеричную систему):

1) никуда переводить не нужно;

2) (сначала перевели в двоичную систему, потом двоичную запись числа разбили на тетрады справа налево, каждую тетраду перевели в шестнадцатеричную систему; при этом тетрады можно переводить из двоичной системы в десятичную, а затем заменить все числа, большие 9, на буквы – A, B, C, D, E, F);

3) переводим в шестнадцатеричную систему все ответы:

110110012 = 1101 10012 = D916 (разбили на тетрады справа налево, каждую тетраду перевели отдельно в десятичную систему, все числа, большие 9, заменили на буквы – A, B, C, D, E, F, как в п. 1)

11011100 2= DC16, 110101112 = D716, 110110002=D816

4) в шестнадцатеричной системе между числами D716 и D916 может быть только D816

5) таким образом, верный ответ – 4.

Возможные проблемы: нужно помнить двоичную запись чисел от 0 до 15 (или переводить эти числа в двоичную систему при решении).

Выводы:

· есть несколько способов решения, «каждый выбирает для себя»;

· наиболее сложные вычисления – при переводе всех чисел в десятичную систему, можно легко ошибиться;

· сравнивать числа в двоичной системе сложно, также легко ошибиться;

· видимо, в этой задаче наиболее простой вариант – использовать восьмеричную систему, нужно просто запомнить двоичные записи чисел от 0 до 7 и аккуратно все сделать;

· в других задачах может быть так, что выгоднее переводить все в десятичную или шестнадцатеричную систему счисления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: