Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно

Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость в негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа.

Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное.

Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно государство воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, с помощью налоговой, кредитно-денежной политики, через систему государственных закупок, политикой в области амортизации основных фондов, стимулированием опытно-конструкторских разработок, бюджетным субсидированием ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.[7]

Однозначного мнения о действенности государственного регулирования рынка труда не существует. Считается, что регулирование рынка труда ограничивает свободу заключения трудовых договоров и в его отсутствие работники и работодатели сами определяют уровень оплаты и условия труда. Однако, эта свобода все более и более ограничивается законами о минимальных ставках заработной платы и условиях труда.

Сторонники таких законов говорят о целесообразности регулирования, поскольку оно не позволяет работодателям эксплуатировать трудящихся. Оппоненты же утверждают, что подобные законы увеличивают издержки в сфере бизнеса и не позволяют работодателям действовать гибко — а значит, способствуют росту безработицы, особенно долгосрочной.


[1] www.nuru.ru

[2] Forum.deloros.ru

[3] «Политика доходов и заработной платы» под ред. д.э.н., проф. П.В. Савченко, д.э.н., проф. Ю.П. Кокина; М – 2000, с.244

[4] www.i – u.ru

[5] www.ecsoc.msses.ru

[6] www.glossary.ru

[7] www.fooder.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: