Основные теоретические положения работы

Железнодорожные узлы образуются в месте пересечения или слияния нескольких железнодорожных линий.

В железнодорожных узлах обеспечивается пересадка пассажиров с одной линии на другую и передача поездов, вагонов и грузов с одной линии на другую.

В железнодорожный узел входят: станции со всем комплексом устройств, главные пути, соединительные пути и обходы, подъездные пути, путепроводные развязки железнодорожных линий между собой, а также с автомо­бильными магистралями и городскими улицами, самостоятельные произ­водственные единицы, размещенные в узле (заводы по ремонту подвижного состава, тяговые подстанции, материальные склады и др.).

Границами железнодорожных узлов являются границы входных раздель­ных пунктов: станций, разъездов и постов.

Железнодорожный узел является частью транспортного узла.

Железнодорожные узлы складывались постепенно в процессе развития же­лезнодорожного транспорта. На их схемы оказало влияние и географическое расположение, и особенности работы, топографии местности, размещение про­мышленных и жилых районов города, количество подходов к узлу, наличие и расположение других видов транспорта, наличие крупных рек и многое другое.

Железнодорожные узлы можно разделить по следующим основным признакам: по характеру эксплуатационной работы;по экономико-географическому расположению;по конструкции.

По характеру эксплуатационной работы узлы бывают:

- транзитные узлы, обслуживающие транзитное грузовое и пассажирс­кое движение с небольшой сортировочной работой (переработка вагонопотока, поступающего в участковых и сборных поездах);

- узлы с большой местной работой, расположенные в районе больших городов; эти узлы обслуживают транзитные пасссажирские и грузовые по­токи, а также обслуживают местную грузовую работу и местные приго­родные пассажирские перевозки;

- узлы конечные в которых транзитные операции отсутствуют или со­ставляют небольшую величину;

- портовые узлы в районе морских и речных портов, основная работа ко­торых, заключается в перевалке грузов с железной дороги на воду и обратно;

- промышленные узлы, обслуживающие крупные промышленные райо­ны; промышленные узлы могут обслуживать районы с местной, крупной добывающей и обрабатывающей промышленностью.

По экономико-географическому расположению различаются узлы, рас­положенные в малых и средних городах с населением до 100 тыс. человек со слаборазвитой промышленностью; узлы в районах с крупной добывающей или обрабатывающей промышленностью; узлы на берегу морей и крупных рек; узлы крупнейших городов с населением более 1 млн. человек.

В зависимости от схемы расположения основных устройств различаются основные типы железнодорожных узлов: узлы с одной станцией; узлы крестообразные; треугольные; с параллельным расположением основных станций; с последовательным расположением основных станций; радиальные; тупиковые; кольцевые; радиально-кольцевые; радиально-полукольцевые.

ЗАДАНИЕ на практическую работу №1:

1. Изучить схему заданного вам железнодорожного узла (см. исходные данные в таблице 1).

2. С помощью схемы разобраться в особенностях его работы.

3. Дать ответы на контрольные вопросы.

4. Оформить отчёт о проделанной работе.


Таблица 1 – Исходные данные для выполнения работы

Номер варианта Тип железнодорожного узла
  Узел с одной станцией и поворотными петлями
  Узел крестообразного типа с небольшой сортировочной работой
  Узел радиально-полукольцевого типа
  Узлы треугольного типа с экипировочными устройствами
  Узел с параллельным расположением пассажирской и сортировочной станций
  Схема узла кольцевого типа с двумя диаметрами
  Узел с одной станцией и дополнительными путями
  Узел крестообразного типа с большой сортировочной работой
  Узлы треугольного типа с развязками
  Узел с одной станцией и соединительными ветвями
  Схема узла кольцевого типа с диаметром
  Узел с последовательным расположением станций и одной сортировочной станцией
  Узел радиального типа
  Узел с одной станцией и двойными примыканиями
  Схема узла кольцевого типа
  Узел с последовательным расположением станций и двумя сортировочными станциями
  Узел тупикового типа
  Узел с одной станцией (узловой) и последовательным расположением устройств для грузового и пассажирского движения
  Схема узла кольцевого типа с центральной тупиковой станцией
  Схема узла полукольцевого типа

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назначение железнодорожного узла?

2. Перечислите элементы, составляющие железнодорожный узел.

3. Что служит границами железнодорожного узла?

4. Назначение транспортного узла?

5. Перечислите отличия транспортного узла от железнодорожного.

6. Какие факторы оказали влияние на схемы железнодорожных узлов?

7. По каким трём основным признакам можно разделить железнодорожные узлы?

8. Для чего предназначены: транзитные узлы; узлы с большой местной работой; узлы конечные; портовые узлы; промышленные узлы?

9. Назначение и особенности работы узлов с одной станцией, крестообразного типа, треугольного типа, параллельным и последовательным расположением станций, радиального и тупикового типа, кольцевого и полукольцевого типа?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: