Кого считать безработным согласно Закону о занятости. Экономическая и юридическая сторона вопроса.
Безработица имеет объективные причины и есть следствие диспропорций на рынке труда. Это – один из главных и больных признаков макроэкономического неравновесия. Безработица – всегда потери для общества. Закон Оукена гласит, что 1% превышения фактического уровня безработицы над естественным снижает ВНП на 2,5%.
В теории выделяют 3 вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. Два первых в совокупности образуют естественный уровень безработицы. Его рост в исторической ретроспективе. По последним исследованиям, в РФ он составляет в начале текущего столетия около 8%, что мало отличается от других развитых стран.
На практике существует сегментация РТ и выделяются наиболее массовые группы риска безработицы: молодежь, лица старших возрастов, высвобожденные, длительно (и ранее) не работавшие, группы особой социальной защиты. Итак, виды безработицы выделяют по признакам пола, возраста, образования, причинам незанятости, длительности (сказать о застойной и ее росте) и др. Профессиональные группы безработных. Профилирование безработицы.
Большой разрыв между регистрируемой и нерегистрируемой безработицей. Так, за 1992 – 2003 гг. в Воронежской области первая изменялась от 0,5 до 2,6 процента в 1996г., 1,3% в 2000г. и 2,2% в 2003г., сейчас опять падает. Полная достигала максимума в 1999г. (11,4% - временной тренд), когда разрыв этих 2-х показателей превышал 7 раз, а в 2003г. упала до 8,2%, и разрыв снизился до 3,7 раз. Динамика безработицы следовала (тоже с временным трендом в 1,5 – 2 года) за динамикой объема производства (85% в 1996г., 120% в 1999г., 105% в 2000 и 2003гг.).
Исследования основных проблем безработицы.
Абсолютные и относительные показатели измерения безработицы.
Связь безработицы с инфляцией. Кривая Филипса выражает обратно пропорциональную зависимость между инфляцией и безработицей:
Вопрос 4.
Как проявляют себя рыночные регуляторы занятости. Дефицит рабочей силы. Конкуренция работодателей – вдобавок к конкуренции ищущих работу.
Государственное регулирование занятости:
Направлено на сдерживание роста безработицы, создание рабочих мест (разными путями могут создаваться – напрямую или установлением «правил игры», выгодных работодателям), содействие занятости безработных и их социальную защиту. Направления:
· законодательное; Кто считается безработным, согласно закону. Признаки подходящей работы. Изменения законодательства в сторону ужесточения;
· СЗ как проводник государственной политики занятости, ее основные направления и источники финансирования. Отсутствие страхования от безработицы;
· инфраструктурное регулирование отношений на РТ;
· 3-хсторонние соглашения.
Участие региональных и местных органов власти в регулировании занятости и безработицы. Установление предельно допустимых норм безработицы для регионов.
Основные проблемы. Негибкость регулирования. Снижение размеров финансирования.






