Вопрос 2. Экономическая политика

Государство имеет три главных канала влияния на экономику путем:

непосредственного регулирования через законодательные, административные и перераспределительные виды деятельности;

управления государственной собственностью и в том числе госсектором15;

влияния на общество и в дальнейшем на экономику через прямое, опосредованное и косвенное влияние общества на нее.

Обратимся к целям и содержанию влияния государства на экономику, обусловленным его специфической ролью в системе "государство — общество — экономика".

Государство служит для страны своего рода стабильной несущей конструкцией. Оно, как правило, не связано ни с какой конкретной группой физических лиц (даже в монархическом государстве речь идет о "царствующей фамилии", то есть не только о ныне здравствующих, но и о прошлых и будущих поколениях данного рода), функционирует в течение жизни многих поколений и обеспечивает преемственность и непрерывность развития данной страны. Поэтому на государство в существенно большей степени, чем на общество или экономику, ложится задача выявления и реализации интересов граждан, причем не только ныне живущих на его территории, но и их потомков.

Таким образом, неотъемлемая обязанность, миссия и «доминирующая компетенция» государства — обеспечение неограниченно продолжающегося функционирования общества и экономики.

Можно выделить следующие функции государства, прямо вытекающие из его специфической миссии.

1. Институциональная функция - разработка правовой базы экономики, т.е. «правил игры» - юридических законов в социально-экономической области, нормативов, стандартов и т.п. Здесь речь идет о создании и закреплении институтов — формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни. При этом норма понимается и как регламент, и как эталон, и как усредненная характеристика явления.

В ее составе:

-Во-первых, нормотворческая функция- создание, практическая реализация законодательных и других нормативных актов, а такжеопределение границ законного (запретительная функция).

-Во-вторых, создание норм в качестве не только регламентов, но и образцов, эталонов, примеров для подражания (эталонообразующая функция)20. По отношению к предыдущей данная функция носит как бы полярный характер: если первая выделяет негативные, недопустимые примеры, то вторая — позитивные, поощряемые государством. Сюда входит также разработка методик и критериев их сопоставления, согласно которым те или иные факты относятся к образцовым. Это предполагает, в частности, формирование разнообразных рейтингов по различным направлениям деятельности.

. 2. Интеграционная функция. Она состоит в организации деятельности граждан в целях создания материального базиса жизни. Она включает в себя задачи производства общественных благ, воспроизводства потребленных при этом ресурсов и соответствующих условий деятельности и др., поддержку процессов извлечения, апробации, накопления и распространения знаний в обществе.

3.обеспечение макроэкономической стабилиз ации в виде максимально полной занятости, стабильности уровня цен и других форм сдерживания инфляции, антикризисных мер; нормализация деятельности социальных и экономических агентов и их групп, в том числе проведение антимонопольной политики, поддержание условий равноправной конкуренции, борьба со всеми видами право вой дискриминации.;

4.макроэкономическое регулирование, в т.ч обеспечение НТП, инвестиционной активности, валютно-финансовое и др. В этой связи государство осуществляет перераспределение ресурсов, с чем не справился рынок, что очень важно; протекционизм национальной экономике, создание условий для эффективного хозяйствования, экономического роста и благоприятных возможностей для развития, их защита (например, защита конкуренции и экономической свободы в виде частной собственности, определение макроэкономических и отраслевых приоритетов, поддержка малого бизнеса, протекционизм во внешней торговле и др.) В последнее время получила признание точка зрения, что возрастающий динамизм экономических процессов многократно умножает риск ошибочного выбора приоритетов – они могут оказаться ориентирами вчерашнего дня. Бесспорно и всегда необходимы вложения в человеческий капитал – образование нации, здравоохранение и т.п. Сюда же можно отнести внешнеэкономическое регулирование;

5. социальное регулирование, обеспечение нетрудоспособных, перераспределение доходов с использованием трансфертов и др. – курс на социальную справедливость в большей или меньшей степени; 6. управление объектами государственной собственности и созданием общественных благ, регулирование внешних эффектов (не находящих отражения в рыночных механизмах);

7.Выделяют также кастинговую функцию - целенаправленное формировании элиты общества с точки зрения государства. Именно эта элита должна быть привлечена к работе в органах государственной власти, где требуются такие личные качества, как честность, патриотизм, социальная ответственность, высокий интеллектуальный уровень. Подобный отбор (кастинг), систематически проводимый среди молодежи (студентов, старшеклассников и др.), позволил бы сформировать кадровый резерв органов власти.

8. Охранительная функция. Она направлена на обеспечение целостности территории страны и ее безопасности, поддержание правопорядка, сохранение контроля над стратегическими материальными,финансовыми, энергетическими щиту прав социальных субъектов (индивидов) и экономических субъектов (предприятий), в том числе прав на жизнедеятельность.9

9.Предотвращение чрезвычайных происшествий и ликвидации их последствий, что также относится к доминирующей компетенции государства.

Приоритетность и важность этих функций для разных стран на различных этапах их развития неодинаковы. В периоды войн и конфронтации на первый план выходит охранительная функция государства, в то время как кастинговой функции уделяется минимальное внимание. В периоды относительно устойчивого развития усиливается роль интеграционной функции, идет развитие (неинновационного типа) институтов стабильного функционирования.

Вопрос 3.

Экономическая политика государства есть совокупность целей развития экономики данной страны и средств их достижения.

Ее разработка требует, во-первых, выбора целей, хотя конечной является обеспечение роста благосостояния нации; во-вторых, оценки и использования имеющихся политических инструментов (на какие партии, общественные движения и т.п. будет опираться правительство);в-третьих, определение модели развития национальной экономики (например, социально ориентированной или либеральной) и методов, инструментов регулирования, способных ее обеспечит. Совокупность этих форм, методов и инструментов образует механизм государственного регулирования экономики.

Принципами разработки экономической политики являются научность, системность, увязки стратегических, средне- и краткосрочных целей. и некоторые др.

Таким образом, экономическая политика есть соединение экономики и политики, в ее составе развиваются как бы подсистемы: промышленная, инвестиционная, валютно-финансовая, социальная, политика занятости и др.

В условиях ускорения развития и возрастающей его неопределенности разработка и реализация экономической политики превращается в определенной мере в искусство, хотя и опирается на известный и апробированный мировой практикой набор методов и инструментов регулирования.

Субъектами регулирования в рыночной экономике выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Функции государства в рыночной экономике в основном осуществляются путем непрямого воздействия на бизнес. Если в плановой экономике государство действовало административно-командными методами прямых заданий непосредственно предприятиям, то в рыночной экономике государство регулирует рыночную среду, а уже она воздействует на предприятия (схемы). Прямым воздействием является только правовое.

А прямое администрирование приемлемо лишь в рамках госсектора.

Поэтому методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные, преимущество отдается вторым. Различия в их применении определяются преимущественно тем, кому они адресованы, каким агентам экономики.

Основные инструменты государственного регулирования подразделяются на регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсаторы. Среди инструментов выделяются следующие группы:

· фискальной политики – это использование бюджетных регуляторов, в т.ч. налогов, правительственных расходов, а также %-х ставок. Они представляют собой довольно жесткое вмешательство в экономику;

· денежной, или монетарной политики – это обеспечение сбалансированности денежной массы в обращении и в виде золото-валютных резервов государства, обеспечение устойчивости национальной валюты и т.п. с помощью специальных инструментов, которые будут изучаться далее подробно. Эти инструменты более щадящие и тонкие, они также влияют на %-ю политику, потребление, инвестиции и т.п.;

· методы регулирования отношений собственности – национализация и приватизация;

· селективная финансовая поддержка регионов, отраслей ипредприятий в соответствии с выбранными приоритетами экономической политики путем предпочтительного финансирования, льготирования, выделения трансфертов и т.п.;

· разработка государственных и региональных целевых программ развития с соответствующим финансированием под выделенные цели и приоритеты;

· инструменты антимонопольного регулирования, с которыми мы уже знакомы – ограничения концентрации производства и капитала выше предельной нормы, судебные преследования антиобщественной деятельности монополий, разукрупнение их в крайних случаях, поддержка конкурентной среды, льготирование малого и среднего бизнеса и т.п.;

· финансирование НИОКР, создание условий для развития НТП;

· инструменты социальной политики – перераспределение доходов путем использования трансфертов, субсидий, льгот малоимущим, регулирование оплаты труда и трудовых отношений, прежде всего на законодательном уровне, определение условий и стандартов развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, формирование активной политики занятости населения и социальная поддержка безработных и т.п.;

· во внешнеэкономическом регулировании – использование таможенной политики, сочетание инструментов протекционистской защиты отечественных позиций на мировом рынке с поощрением развития более открытой экономики и др.

Следует подчеркнуть, что государственное регулирование адресовано макроэкономике, т.к. с регулированием бизнеса справляются рынок и внутрифирменные методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: