Вопрос 2. государственный бюджет

Важнейшим элементом финансового механизма является бюджетная политика, основанная на использовании бюджетных средств.

Любой бюджет представляет собой систему формирования, безвозмездного распределения и использования фондов денежных ресурсов специального назначения. Поэтому понятие «бюджетное финансирование», во-первых, означает бесплатность и безвозвратность выделения денег пользователям, а во-вторых, из этого особого фонда – бюджета.

В экономике любой страны действует целая бюджетная система как основа и часть системы более общего порядка – финансовой. Она также носит многоуровневый характер, и все ее звенья – уровни взаимосвязаны.

Бюджет любого уровня представляет собой роспись его доходов и расходов, которые должны балансироваться между собой. Он может рассматриваться как финансовый план государства, территории, отрасли, предприятия или семьи и потому должен разрабатываться и утверждаться до начала планового периода. Фактический бюджет складывается в процессе его исполнения и, как правило, отличается от планового.

Основой финансов любой страны составляет государственный бюджет, или централизованный фонд денежных средств, находящихся в распоряжении государства. Он формируется на очередной финансовый год по строгим процедурам и утверждается высшим органом власти государства (парламентом), приобретая силу закона. Расходование узаконенного бюджета доверяется правительствам, которые не вправе превышать установленные пределы государственных расходов и прибегать к дополнительной эмиссии денег на эти цели.

Доходы бюджета, как правило, носят вторичный, перераспределенный характер. Конкретная структура доходов госбюджета определяется законодательством о налогах и сборах и может претерпевать большие изменения. Основными источниками доходов государственного бюджета являются налоги – в современном бюджете РФ это налоги на прибыль предприятий, НДС, акцизы, на добычу полезных ископаемых, госпошлина и др. Так, в бюджете 2006 г. они составили около 2/3 доходной части. Меньшую долю составляют неналоговые поступления – в настоящее время это прежде всего доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные пошлины), доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности, административные платежи и сборы, штрафные санкции и др. По сравнению с 90-ми годами доля налоговых поступлений существенно сократилась, зато выросла – от внешнеэкономической деятельности, в первую очередь от экспорта газа и нефти.

Расходы госбюджетов определяются в соответствии с теми задачами, которые они призваны решать. Но в их числе всегда есть расходы на:

· социально-культурные нужды;

· оборону страны;

· развитие экономики;

· содержание органов государственной власти, в том числе – правопорядка.

По сравнению с периодом плановой экономики в РФ резко снизилась доля расходов государства на нужды народного хозяйства (теперь это в большой мере осуществляется из прибыли частных компаний), а также оборону («конверсия» в кавычках). В последнее время Госдума опять увеличивает оборонные расходы. Неоправданно низки социальные расходы, особенно в %% - в социально ориентированных экономиках они превышают нередко 50% расходной части бюджетов., а у нас сейчас не достигают и 15% из федерального бюджета. Правда, часть этих расходов перераспределена на региональный уровень. Поэтому велика доля межбюджетных трансфертов – около 1/3. Очень высок удельный вес расходов на содержание государственных органов – вместе с отчислениями на органы правопорядка он близок к 30%.

Противоречия бюджетов разных уровней. Проблема регионализации бюджетных отношений в настоящее время. Внебюджетные фонды.

Конкретная структура бюджета РФ на 2006 г. представлена в таблице. Бюджет утвержден Госдумой 7 декабря 2005 года в размере:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: