Фискальная политика предполагает воздействие на фазы экономического цикла с помощью изменения государственных расходов и налогов.
Инструментs фискальной политики: государственные закупки; налоги; трансферты.
Изменение государственных расходов влияет на сдвиг кривой совокупного спроса, изменение же налогов воздействует на совокупное предложение. В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику – сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую – увеличивать госрасходы и снижать налоги. Такоая политика называется дискреционной финансовой политикой.
Недостатки политики является,что ее действие проявляется не мгновенно, а через некоторый период времени, называемый лагом.
Поэтому государство часто стремится так отрегулировать свои механизмы воздействия на экономику, чтобы они действовали автоматически. Т.е недискреционная политика
Автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономике. Они приводят к автоматическому изменению какого-либо элемента при изменении макроэкономической ситуации. К ним относятся подоходный налог и налог на прибыль; пособия по безработице и другие социальные выплаты; субсидии отдельным отраслям экономики.
Необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Автоматический стабилизатор — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета в период спада и увеличивать его положительно сальдо в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.
Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи и налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги. Трансфертные платежи сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи наоборот.