Совокупные предложение. Понятие, подходы к анализу

3. Макроэкономическое равновесие в модели "AD-AS".

Совокупный спрос - потребность всех экономических субъектов в конечных товарах и услугах выраженая в денежной форме. Величина AD - объем реального внп, который потребители в состоянии купить в данное время при определенных условиях. Так как совокупный спрос как агрегированная величина выражает потребность на уровне общества, то структурно его можно представить: - спрос домашнего хозяйства на потребительские товара, спрос бизнеса на инвестиционные товары, спрос государства на товары, спрос иностранцев на российский экспорт за вычетом спроса отечественных покупателей на импортные товары. (Чистый экспорт Xn). Совокупный спрос в соответствии со своей структурой отражает зависимость между объемом совокупного выпуска и общим уровнем цен в экономике. Графически это линия AD с отрицательным наклоном показывающая обратную зависимость между общим уровнем цен в экономике и реальным объемом выпуска. Так как речь идет о всей совокупности товаров произведенных в экономике, цены на которые могут меняться в разной степени и иногда даже в разных направлениях, используется индекс цен, показывающий суммарный результат этих изменений. В любой точке на Ad произведение величины реального объема выпуска, на которую предъявлен спрос и индекса цен дает величину номинального внп, которые готовы приобрести покупатели в данных условиях. Обратная зависимость объясняется действием ценовых факторов. Эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков (эффект богатства). - эффект импортных закупок.

1. Эффект Кейнса. Повышение цен требует большего количества денег то есть увеличивается спрос на деньги. Выросший спрос на деньги поднимает цену за пользование деньгами (процентную ставку. Возросшая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных и потребительских расходов. Бизнес уже не может воспользоваться кредитами банков для осуществления инвестиций. - покупки нового оборудования, строительства новых предприятий. Спрос на инвестиционные товары снижается. Домашнее хозяйство так же не заинтересовано в кредитах под высокие проценты. То есть более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги и как следствие повышая процентную ставку вызывает сокращение спроса на реальный ВНП.

2. Эффект богатства или реальных кассовых остатков. Пигу. Это остаточная покупательная способность физических и юридически лиц. Он означает, что при более высоким уровне цен реальная покупательная способность накопленных финансовых активов (активов с фиксированной денежной стоимостью) счетов, облигаций и так далее имеющихся у домашних хозяйств уменьшается. То есть действие этого фактора на совокупный спрос осуществляется через влияние инфляции на доходы населения. Инфляция уменьшает богатство домашнего хозяйства в форме фиксированных доходов, срочных счетов в банках сбережений, заработной платы, ренты, пенсии. Реальные кассовые остатки сокращаются. Домашнее хозяйство уменьшает потребительские расходы, что приводит к понижению AD.

3. Эффект импортных закупок. Состоит в том, что объемы экспорта и импорта кроме всего прочего зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. При прочих равных условиях повышение цен внутри страны вызывает рост импорта и снижение экспорта, что означает сокращение чистого экспорта. Эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. При высоком уровне цен на отечественные товары возрастает спрос на импортные товары на внутреннем рынке и сокращается спрос на отечественные товары зарубежом.

Посредством этих 3 эффектов повышение уровня цен при прочих равных условиях приводит к снижению совокупного проса на реальный объем производства, что приводит к изменению выпуска национально продукта.

Графически это показывается движением по линии AD.

Неценовые факторы прочие условия. Если же одно или несколько прочих условий меняется то и изменятся AD. Изменения в совокупном спросе вызванные неценовыми факторами графически показываются смещением AD, при увеличении совокупного спроса линия AD отклоняется вправо и наооборот. К неценовым факторам следует отнести

1. Изменения в потребительских расходах, которые могут быть вызваны: - изменением благосостояния потребителя, резким снижением покупательной способности активов потребителя приводит к увеличению их сбережений как средству восстановления их благосостояния и сокращению их совокупного спроса. Резкое повышение например курса акций приводит к росту благосостояния и смещения ad в право. - ожидание потребителя: если домашние хозяйств высчитают, что будущие доходы возрастут, возрастет текущее потребление, а сбережения уменьшаются, что приводите к смещению вправо. Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности сокращает потребительские расходы. - налоги: снижение налогов ведет к росту доходов, что влечет к увеличению роста расходов.

2. Изменения в инвестиционных расходах фирм. Рост инвестиционного спроса увеличивает ad.

3. Изменение % ставки. Увеличение процентной ставки вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен приводит к уменьшению инвестиционных расходов - ожидание фирм связанные с изменением уровня прибыли от инвестиций, высокий уровень ожидаемый прибыли от будущих инвестиций увеличивает спрос на инвестиционные товары и тем самым увеличивает ad. - уровень налоговых ставок. Рост налоговых ставок сокращает прибыль бизнеса и уменьшает инвестиционные расходы. - наличие избыточных производственных мощностей. Избыточные мощности сдергивают спрос на новые инвестиции и уменьшают ad. Измененные в государственных расходах. Изменение государственных закупок при данном уровне цен приводит к увеличению ad до тех пор пока налоговые сборы и процентная ставка остаются неизменными и наооборот.

4. Изменение в расходах на чистый экспорт. Рост чистого экспорта увеличивает совокупный спрос так как во 1 высокий уровень экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары за границей. Во 2 сокращение импорта предполагает рост внутреннего спроса на товары отечественного производства. В качестве не ценовых факторов в данном случае выступают валютные курсы. Понижение курса национальной валюты увеличивает экспорт и уменьшает импорт. Это ведет к увеличению чистого экспорта которое приводит к росту ad.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: