double arrow

Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые ме­сяцы жизни у них отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздраги­вании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не формируются со­четательные рефлексы на звуковые стимулы.

При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжет­ной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем за­трудняет проведение с ними специальной сурдологической рабо­ты. Поэтому очень важно раннее начало сурдологической работы с этими детьми.

Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической исто­щаемое™, эмоциональной возбудимости, склонности к негативиз­му, двигательной расторможенности. Эти дети должны обязатель­но консультироваться у детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном лечении.

Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало кон­тактные дети, они также нуждаются в консультации психоневро-

Особенности психического развития глухих детей раннего воз-

Р ста наиболее подробно представлены в работах Л.А. Венгер,

• оыготской, Э.И. Леонгард, особенности их речевого развития


I


представлены в исследованиях Л.П. Носковой, развитие нарушен­ной слуховой функции—в работах Е.П. Кузьмичевой, Т.В.Пелым-ской, Н.Д. Шматко и др.

При оценке психического развития детей с нарушениями слуха важное значение имеет комплексный клинико-психолого-педаго-гический анализ с учетом этиологии, патогенеза, объективной оценки слуха, данных психолого-педагогического, неврологиче­ского и психопатологического обследования.

В настоящее время более 40% детей с нарушениями слуха имеют сложную структуру дефекта за счет различных психонев­рологических расстройств. Многие из этих форм имеют генети­ческую этиологию. Выделяют несколько основных групп наслед­ственных нарушений слуха, сочетающихся с другими пороками развития:

— с пороками развития и заболеваниями органа зрения;

— с нарушениями развития скелета и соединительной ткани;

— с почечной патологией;

— с эндокринной патологией;

— с патологией сердечно-сосудистой системы;

— с заболеваниями кожных покровов.

В зависимости от этиологии, времени возникновения дефекта слуха, времени начала коррекционной работы психическое разви­тие широко варьирует от нормального интеллекта до глубоких форм умственной отсталости.

Подобный полиморфизм характерен и для детей с нарушения­ми зрения, а также для детей с бисенсорным дефектом.

Асинхронный психический дизонтогенез при раннем детском аутизме может сочетаться также с умственной отсталостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: