Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые месяцы жизни у них отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.
При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Поэтому очень важно раннее начало сурдологической работы с этими детьми.
Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемое™, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Эти дети должны обязательно консультироваться у детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном лечении.
|
|
Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные дети, они также нуждаются в консультации психоневро-
Особенности психического развития глухих детей раннего воз-
Р ста наиболее подробно представлены в работах Л.А. Венгер,
• оыготской, Э.И. Леонгард, особенности их речевого развития
I |
представлены в исследованиях Л.П. Носковой, развитие нарушенной слуховой функции—в работах Е.П. Кузьмичевой, Т.В.Пелым-ской, Н.Д. Шматко и др.
При оценке психического развития детей с нарушениями слуха важное значение имеет комплексный клинико-психолого-педаго-гический анализ с учетом этиологии, патогенеза, объективной оценки слуха, данных психолого-педагогического, неврологического и психопатологического обследования.
В настоящее время более 40% детей с нарушениями слуха имеют сложную структуру дефекта за счет различных психоневрологических расстройств. Многие из этих форм имеют генетическую этиологию. Выделяют несколько основных групп наследственных нарушений слуха, сочетающихся с другими пороками развития:
— с пороками развития и заболеваниями органа зрения;
— с нарушениями развития скелета и соединительной ткани;
— с почечной патологией;
— с эндокринной патологией;
— с патологией сердечно-сосудистой системы;
— с заболеваниями кожных покровов.
В зависимости от этиологии, времени возникновения дефекта слуха, времени начала коррекционной работы психическое развитие широко варьирует от нормального интеллекта до глубоких форм умственной отсталости.
Подобный полиморфизм характерен и для детей с нарушениями зрения, а также для детей с бисенсорным дефектом.
Асинхронный психический дизонтогенез при раннем детском аутизме может сочетаться также с умственной отсталостью.