Международное сотрудничество в деле борьбы с нарушениями налогового законодательства

В последнее время нарушения налогового законодательства все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов. В этой связи особую актуальность приобретает сотрудничество органов налоговой полиции, других правоохранительных и контролирующих органов различных государств.

В настоящее время Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с более чем двадцатью государствами. Кроме того, 22 января 1993 г. с участием России и стран СНГ заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Однако эти международные акты предусматривают взаимодействие правоохранительных органов, прежде всего, в деле борьбы с общеуголовной преступностью и не учитывают специфики деятельности органов налоговой полиции. В этой связи представляется целесообразным остановиться на рассмотрении лишь тех международных соглашении, которые непосредственно направлены на достижение сотрудничества в деле выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлении и правонарушений.

Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства позволяют добиться взаимодействия между органами налоговой полиции и налоговыми органами различных стран в деле предотвращения уклонения от уплаты налогов. В постановлении Правительства РФ от 2 декабря 1994 г. № 1344 “О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства” одобрен проект типового соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. В соответствии с названным постановлением ФСНП России проводит с участием МИД РФ переговоры о заключении межправительственных соглашении о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. По результатам переговоров в Правительство РФ должны представляться согласованные проекты соглашений и предложения об их подписании.

Основываясь на взаимной заинтересованности государств в эффективном решении задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений и правонарушении, ФСНП России инициировала заключение ряда таких соглашений.

Впервые межправительственное соглашение о сотрудничестве в области борьбы с нарушениями налогового законодательства было заключено 25 апреля 1995 г. с Узбекистаном.

Следует отметить, что указанные соглашения не затрагивают действующих международных актов об оказании правовой помощи по гражданским и уголовным делам, так как направлены на осуществление следующих форм сотрудничества:

¨ обмен информацией о нарушениях налогового законодательства юридическими или физическими лицами;

¨ взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушении;

¨ представление соответствующим образом заверенных копии документов, связанных с налогообложением физических и юридических лиц;

¨ обмен информацией о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическими рекомендациями по борьбе с нарушениями налогового законодательства;

¨ обмен опытом по созданию и функционированию информационных систем, используемых в борьбе с нарушениями налогового законодательства;

¨ осуществление координации деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен представителями, экспертами и обучение кадров;

¨ проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

По вопросам, связанным с выполнением соглашений, ФСНП России и МНС России могут непосредственно сноситься с компетентными органами других государств, например, с Комитетом налоговой полиции Министерства финансов Республики Казахстан, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, Налоговой инспекцией Республики Армения или Финансовой гвардией Молдовы.

Соглашениями также предусмотрен обмен информацией о нарушениях налогового законодательства, который осуществляется по вопросам:

— сокрытия доходов юридическими или физическими лицами от налогообложения с указанием способов, применяемых при этом нарушителями налогового законодательства;

— открытия счетов в государственных и коммерческих банках юридическими и физическими лицами, а также движения средств по этим счетам, если есть основания полагать, что на них находятся скрываемые от налогообложения суммы;

— доходов и размеров налогообложения юридических и физических лиц, нарушивших налоговое законодательство, а также предупреждения, выявления и пресечения налоговых преступлений и правонарушений. Указанная информация предоставляется компетентным органом одного из государств на основании запроса компетентного органа другого государства. В нем должны быть обязательно указаны: наименование запрашивающего компетентного органа; наименование запрашиваемого компетентного органа; краткое изложение существа и обоснования запроса, а также другие сведения, необходимые для его исполнения. По уголовным делам, кроме того, указываются краткое описание фактических обстоятельств; квалификация преступления и размер причиненного ущерба.

Компетентные органы участников соглашении могут также представлять друг другу по запросу копии документов, касающихся налогообложения юридических и физических лиц (счета, фактуры, накладные, договоры, контракты, сертификаты, справки и другие), а также документов по вопросам, имеющим отношение к нарушениям налогового законодательства. Копии заверяются подписью уполномоченного лица и печатью запрашиваемого компетентного органа.

Взаимодействие компетентных органов при проведении мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлении и правонарушений в отношении лиц, совершивших такие преступления и правонарушения или подозреваемых в их совершении, включает совместное планирование, использование сил и средств, обмен информацией о ходе и результатах проведения этих мероприятий.

Соглашениями предусмотрен также регулярный обмен информацией о национальных налоговых системах, правовых основах проведения расследовании преступлении и производства по делам об административных правонарушениях в области налогового законодательства, информирование друг друга об изменениях налогового законодательства не позднее одного месяца после принятия новых нормативных актов или внесения изменений в действующие нормативные акты. Кроме того, компетентные органы должны осуществлять обмен опытом, методиками и научными материалами по вопросам создания и функционирования информационных систем при организации борьбы с нарушениями налогового законодательства, безвозмездно предоставляют друг другу содержащуюся в их архивах и банках данных информацию. Участники соглашений взяли на себя также обязанности по осуществлению сотрудничества в обучении и переподготовке кадров на базе своих учебных заведений, проведении совместных научных исследований по актуальным вопросам борьбы с нарушениями налогового законодательства, а также по обмену экспертами.

Международное сотрудничество органов налоговой полиции в борьбе с налоговыми преступлениями осуществляется также на основе международных актов иного рода. Так, 16 августа 1996 г. в Хельсинки состоялось подписание Протокола о внесении изменении в текст ст. 1

Соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации от 5 марта 1993 г., в соответствии с новой редакцией которого ФСНП России стала полноправным его участником, наряду с ФСБ России, МВД России, Генеральной прокуратурой России и ГТК России. С финской стороны участниками соглашения являлись: Полицейская служба. Ведомство пограничной охраны и Таможенное ведомство.

В этом международном акте предусмотрены следующие формы содействия: проведение опроса лиц, а также допросов; получение доказательств преступления; установление личности, розыска и идентификации лиц; проведение обыска и выемки; предоставление документов, необходимых для расследования или судебного разбирательства. Порядок направления просьбы об оказании содействия аналогичен тому, который рассмотрен нами выше.

Запрашиваемый орган обязан исполнить просьбу незамедлительно и по возможности в пределах сроков, указанных в ней. Компетентные органы оказывают друг другу содействие в соответствии с законодательством своего государства и в пределах своей компетенции. При оказании содействия документы, предоставляемые сторонами друг другу, принимаются без легализации или иных формальностей.

Наличие рассмотренных выше соглашений существенно упрощает работу сотрудников налоговой полиции и налоговых органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов уклонения от уплаты налогов, так как они предусматривают упрощенный порядок проведения следственных действий, получения информации, установления личности, розыска и идентификации преступников, предоставления документов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чего позволяют добиться соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства?

2. Каковы основные формы сотрудничества применяются в международной практике для оказания правовой помощи?

3. По каким вопросам предусмотрен обмен информацией о нарушениях налогового законодательства?

Литература:

1. Дернберг Р.П. Международное налогообложение М: ИНФРА-М, 2001

2. Перов А.В. Налоги и международные соглашения России. М.: Юристъ, 2000.

3. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. – М.: Учебно-консультационный центр “ЮрИнфоР”, 2001

4. Налоги в развитых странах / Под ред. И.Г. Русаковой. – М.: Финансы и статистика, 1991


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: