Данные электроэнцефалографического исследования как показатели готовности к школьному обучению многими авторами рассматриваются в соответствии латерализации функций1.
В настоящее время показано, что отклонения от нормальной латерализации (несовпадение доминантности по руке, ноге и глазу) наиболее часто наблюдаются у детей с трудностями обучения и нарушениями речевого развития.
Известно, что к 7-летнему возрасту имеет место уже достаточная зрелость кортикальных функций, что и составляет основу готовности ребенка к обучению. К этому же возрасту проявляется устойчивость основной ритмики на электроэнцефалограмме, появляется достаточно устойчивый альфа-ритм, регистрируемый в задних областях полушарий головного мозга. Электрофизиологические показатели отражают процесс созревания ЦНС и обычно совпадают с данными, указывающими на психологическую готовность ребенка к обучению.
Электроэнцефалографическое обследование детей с завершенной и недозавершенной латерализацией показало, что у правшей с правым ведущим глазом и полных левшей ЭЭГ соответствует возрастной норме. У детей же с незавершенной латерализацией и нормальным психическим развитием ЭЭГ имела незрелый характер и не соответствовала возрастной норме. У этих детей в лобно-центральных областях наблюдалось преобладание тета-ритма".
При обследовании детей с перинатальной энцефалопатией и общим недоразвитием речи выявлен значительно больший процент неправоруких по сравнению со здоровыми сверстниками3.
Кроме того, у этих детей данные ЭЭГ существенно отличаются от ЭЭГ здоровых сверстников (Е.М. Мастюкова, 1978; О.А. Вятлева, Л.М. Пучинская, Т.А. Сунгурова, 1991 и др.).
Прежде всего обращало на себя внимание отсутствие или слабая выраженность альфа-ритма с преобладанием высокоамплитуд-
1 Вятлева О.А., Пучинская Л.М., Сунгурова Т.А. Электроэнцефалографи-ческие показатели зрелости кортикальных областей в соотношении с латерализацией функций у детей 6-7 лет // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Прометей, 1991. С. 18-30.
2 Там же. Там же.
" синхронизированной полиморфной, часто пароксизмальной Н°И вности, в которой в ряде случаев проявлялись эпилептиформ-
ные знаки.
у детей с тяжелыми нарушениями речи при ЭЭГ-обследовании
является задержка развития ассоциативных и речевых зон коры
В повного мозга, которая сочетается с неполной латерализацией
функций.
Незавершенность латерализации кортикальных функций к началу школьного обучения характерна и для многих детей с ЗПР.
В настоящее время установлено, что выявление незавершенной латерализации кортикальных функций с помощью ЭЭГ-иссле-дования имеет важное значение в оценке готовности детей к обучению в школе. Особенно это касается детей с различными отклонениями в развитии.
При оценке готовности к обучению детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать комплекс показателей, включающих клиническое и Электроэнцефалографическое обследование, особенности когнитивной деятельности. Речевой дефект всегда следует рассматривать в общей структуре психического развития ребенка и с учетом завершенной или незавершенной латерализации.
Таким образом, при оценке готовности к обучению детей с локальными двигательными или речевыми расстройствами важное значение имеет ЭЭГ-обследование в сочетании с оценкой доминантности данного ребенка. Для оценки доминантности разработаны целые серии специальных тестов. Прежде всего необходимо выяснить у родителей, считают ли они своего ребенка право- или леворуким, выяснить доминантность у родителей и наличие левшей среди ближайших родственников.
Затем поинтересоваться, какой рукой рисует и пишет ребенок, какой рукой он держит ложку, зубную щетку, ластик и т. п.
Кроме выявления латерализации корковых функций, ЭЭГ-ооследование позволяет выявить общие и локальные изменения электроактивности мозга, которые имеют большое значение Для диагностики и решения вопроса о готовности ребенка к обучению.
, Так, ^особое внимание следует обратить на наличие эпилепти-формной, пароксизмальной активности на ЭЭГ. В тех случаях, ко-Да эпилептиформная активность на ЭЭГ регистрируется преимущественно в корковых речевых зонах левого полушария и У реоенка имеет место стойкое системное общее недоразвитие ре-или более четко выражена сенсомоторная алалия, необходимо Думать об особом заболевании — синдроме Ландау-Клефнера.
Синдром, впервые описанный в 1957г., характеризуется сочетанием эпилепсии с острой или менее острой сенсомоторной афазией или с алалией.
При афазии заболевание возникает остро, без видимой причины и проявляется в утрате возможности понимать обращенную речь и говорить. Судорожные приступы в одних случаях предшествуют афазии, в других — возникают через определенный срок после потери речи. Они могут также проявляться атипично, и их эпилептическая структура может быть определена лишь с помощью ЭЭГ. Речевой дефект отличается стойкостью и сочетается со специфическими нарушениями поведения и интеллекта. Дети часто отличаются двигательной расторможенностью, аффективной возбудимостью, расстройствами внимания. Многие из них проявляют стойкий речевой негативизм.
При алалии с первых лет жизни выявляется стойкое системное недоразвитие речи, сочетающееся с нарушениями поведения и умственной работоспособности. У ребенка в значительной степени нарушено коммуникативное поведение, в некоторых случаях оно напоминает нарушение поведения при аутизме. Без электроэнце-фалографического обследования такой ребенок может быть направлен в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако пребывание в школе ему противопоказано, так как это может усилить проявления судорожного синдрома. Такой ребенок обычно нуждается в индивидуальном обучении на дому. Диагностика данного синдрома имеет важное значение для реабилитации этих детей, которая обязательно включает медикаментозное лечение и психолого-педагогическую коррекцию.
Электроэнцефалографическое обследование позволяет также заподозрить особую форму интеллектуальной недостаточности, сочетающейся с дефектами речи и аутистическим поведением — синдром ломкой Х-хромосомы.
Интенсивные исследования, проводимые в последние годы во многих странах, показали высокую частоту этого заболевания. В среднем, в общей популяции частота этого заболевания составляет 1:1350-1:1630 у мальчиков.
Выявление детей с синдромом ломкой Х-хромосомы имеет важное значение для своевременной психолого-педагогической коррекции и лечения. Для диагностики этого заболевания определенное значение имеет Электроэнцефалографическое обследование.
При электроэнцефалографическом обследовании имеют место своеобразные изменения, специфичные именно для этого заболевания. Они проявляются в виде преобладания полиморфной мед-
волновой активности в теменно-затылочных отделах коры лен ого Мозга в сочетании со слабой выраженностью или отсут-ст'вием альфа-ритма.
Электроэнцефалографическое обследование имеет важное зна-
ие для дифференциации различных форм задержки психиче-
ого развития, в частности, для разграничения осложненных и
осложненных ее форм с преобладанием дизонтогенетических
или энцефалопатических форм.
При дизонтогенетических формах задержки психического развития преобладает незрелость корковой ритмики, при энцефалопатических — имеет место сочетание незрелости корковой ритмики и признаков повреждения тех или иных мозговых
структур.
Таким образом, электроэнцефалографические показатели в сочетании с клиническими и психолого-педагогическими данными имеют важное значение как в определении готовности к школьному обучению, так и для постановки клинического диагноза, определения школьного и социального прогноза. В этом аспекте особо важное значение имеет выявление с помощью ЭЭГ-обследования субклинической судорожной готовности. В этих случаях при отсутствии явного судорожного синдрома ребенок нуждается в специальном охранительном режиме, наблюдении, а часто и в специальном лечении. Такой ребенок, даже при наличии психологической готовности к обучению, далеко не во всех случаях может быть направлен в школу. Решение вопроса о его обучении, нагрузке, режиме требует комплексного подхода специалистов.