I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
| Возраст
| Стадии развития
|
I
| От рождения до 8 нед.
| Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие, в основном, соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок
|
II
| От 8 до 20 нед. (2-5 мес.)
| Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. — улыбка при общении. С 15-16 нед. — смех при общении
|
III
| От 1 6-20 нед. до 30 нед. (4-7,5 мес.)
| Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными)
|
IV
| От 20-30 нед. до 48 нед. (5-12 мес.)
| «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления»
|
V
| 9-1 8 мес.
| Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения
|
II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Возраст
| Основные показатели
|
1 мес.
| Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
|
2 мес.
| Улыбка при общении
|
3 мес.
| Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
|
4 мес.
| Дифференцированность комплекса оживления, смех
|
5 мес.
| Дифференциация направления звука, певучее гуление
|
Окончание табл.
Возраст
| Основные показатели
|
6 мес.
| Лепет
|
7 мес.
| Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик
|
8 мес.
| Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба, ма-ма
|
9 мес.
| Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
|
10 мес.
| Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
|
1 1 мес.
| Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
|
12 мес.
| Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
|
15 мес.
| Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
|
18 мес.
| Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов
|
21 мес.
| Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас — около 20 слов
|
24 мес.
| Показывает 5 частей тела, словарный запас — минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов
|
30 мес.
| Адекватно использует местоимения я, ты, мне', использует предложение из 2 слов
|
36 мес.
| Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа Положи кубик под чашку, Положи кубик в коробку
|