Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста

I. Закономерности довербального и раннего вербального развития

  Возраст Стадии развития
I От рождения до 8 нед. Рефлекторный крик и рефлекторные зву­ки, сопровождающие, в основном, сома­тические реакции ребенка. В крике пре­обладают гласноподобные звуки, имею­щие носовой оттенок
II От 8 до 20 нед. (2-5 мес.) Качественное изменение крика, появле­ние гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. — улыбка при обще­нии. С 15-16 нед. — смех при общении
III От 1 6-20 нед. до 30 нед. (4-7,5 мес.) Интенсивное развитие гуления и появле­ние лепета. С 5-6 мес. произнесение пер­вых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными)
IV От 20-30 нед. до 48 нед. (5-12 мес.) «Расцвет» лепета, каноническая вокали­зация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления»
V 9-1 8 мес. Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения

II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст Основные показатели
1 мес. Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
2 мес. Улыбка при общении
3 мес. Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4 мес. Дифференцированность комплекса оживления, смех
5 мес. Дифференциация направления звука, певучее гуление

 


 

Окончание табл.

Возраст Основные показатели
6 мес. Лепет
7 мес. Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик
8 мес. Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых сло­гов ба-ба, ма-ма
9 мес. Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
10 мес. Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуа­цией
1 1 мес. Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
12 мес. Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; пони­мание простой инструкции, дополняемой жестом
15 мес. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понима­ет простую инструкцию без жеста
18 мес. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов
21 мес. Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Сло­варный запас — около 20 слов
24 мес. Показывает 5 частей тела, словарный запас — минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, начинает исполь­зовать предложение из 2 слов
30 мес. Адекватно использует местоимения я, ты, мне', использует предложение из 2 слов
36 мес. Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложе­нием из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и воз­раст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа Положи кубик под чашку, Положи кубик в коробку

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: