I. Закономерности довербального и раннего вербального развития
| Возраст | Стадии развития | |
| I | От рождения до 8 нед. | Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие, в основном, соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок |
| II | От 8 до 20 нед. (2-5 мес.) | Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. — улыбка при общении. С 15-16 нед. — смех при общении |
| III | От 1 6-20 нед. до 30 нед. (4-7,5 мес.) | Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными) |
| IV | От 20-30 нед. до 48 нед. (5-12 мес.) | «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления» |
| V | 9-1 8 мес. | Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения |
II. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
| Возраст | Основные показатели |
| 1 мес. | Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком |
| 2 мес. | Улыбка при общении |
| 3 мес. | Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление |
| 4 мес. | Дифференцированность комплекса оживления, смех |
| 5 мес. | Дифференциация направления звука, певучее гуление |
Окончание табл.
| Возраст | Основные показатели |
| 6 мес. | Лепет |
| 7 мес. | Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик |
| 8 мес. | Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба, ма-ма |
| 9 мес. | Общение с помощью жестов, игра в «ладушки» |
| 10 мес. | Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией |
| 1 1 мес. | Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением |
| 12 мес. | Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом |
| 15 мес. | Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста |
| 18 мес. | Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов |
| 21 мес. | Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас — около 20 слов |
| 24 мес. | Показывает 5 частей тела, словарный запас — минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов |
| 30 мес. | Адекватно использует местоимения я, ты, мне', использует предложение из 2 слов |
| 36 мес. | Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа Положи кубик под чашку, Положи кубик в коробку |






