1. Какие мероприятия входят в комплекс восстановительного лечения?
2. Какие общеоздоровительные мероприятия являются наиболее важными для ребенка с отклонениями в развитии?
3. Какие лекарственные препараты используются для медикаментозной терапии для стимуляции развития и улучшения компенсаторных возможностей мозга?
4. В каких программах взаимодействия детей и родителей реализуется бихевиористский подход?
5. Какие формы психотерапевтической работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии являются наиболее эффективными?
6. Какое значение имеет арттерапевтическая работа с проблемными детьми?
7. Какие виды арттерапевтической работы используются в специальных дошкольных учреждениях?
Рекомендуемая литература
Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. 1984. № 5.
Кариес Меря Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей. (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред.
|
|
8.Я. Пилиповского. М., 1992.
Майрамяп Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологический и психологический аспекты проблемы). Автореф. дис. М., 1976.
Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида // Дефектология. 1995. № 5.
Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.
Ма^^айчVк И.И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции. Вместе с семьей. СПб., 1996.
Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекционная работа с родителями. СПб., 1994.
Маркова И.В., Михайлов И.Б., Нежеицев М.В. Фармакология. СПб., 2001.
Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. М., 1989.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.
Мастюкова ЕМ., Московкина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 5.
Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.
Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.
Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.
Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: практические советы родителям.
М., 1992.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.
М., 2000.
Дети с отклонениями в развитии — это очень неоднородная группа малышей и дошкольников, которых объединяет то, что все они нуждаются в ранней и систематической лечебно-педагогической работе для подготовки их к обучению.
|
|
Решая общие педагогические и воспитательные задачи, педагог строго дифференцирует подход к каждому ребенку с учетом его нарушенных и сохранных функций, возраста и индивидуально-характерологических особенностей.
Общие принципы лечебной педагогики совпадают с принципами общей педагогики. Вместе с тем лечебная педагогика отличается от общей своей лечебно-коррекционной направленностью, а также тесной связью с медициной. Педагог, работающий с ребенком, должен хорошо ориентироваться в специфике нарушенного психомоторного развития, хорошо представлять себе сильные и слабые стороны ребенка, понимать структуру его основного нарушения, препятствующего психомоторному развитию. Очень важно, чтобы педагог во всех, даже самых тяжелых случаях мог выявить у ребенка сохранные функции или предпосылки к их формированию.
Основными принципами лечебной педагогики являются индивидуальный подход и единство педагогического и лечебного процессов.
При проведении лечебно-педагогических мероприятий необходимо соблюдать принцип «соответствия», т. е. все интеллектуальные и физические нагрузки должны соответствовать психомоторным возможностям и общему состоянию здоровья ребенка. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы во всех случаях для ребенка сохранялась «ситуация успеха», чтобы занятие приносило ему радость и укрепляло в нем уверенность в своих силах.
При воспитании и подготовке к обучению ребенка с отклонениями в развитии, наряду с укреплением его здоровья, важное зна-
чение имеют специальные психолого-педагогические приемы ранней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становлении различных нервно-психических функций и стимуляцию возрастного психомоторного развития. Соблюдая общие принципы методологического подхода к воспитанию и обучению, следует особое внимание уделить следующим аспектам лечебно-педагогической работы:
— создание условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка с максимальным использованием разнообразных игровых приемов;
— развитие эмоционально-положительного общения с ребенком, формирование наиболее адекватного взаимодействия мать — ребенок;
— создание психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения;
— развитие различных форм познавательной деятельности;
— в коррекционной работе максимальное использование особых приемов и методик с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности;
— широкое использование в коррекционной работе различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных (музыкально-ритмических и игр-инсценировок);
— дифференцирование структуры и продолжительности занятий в зависимости от состояния ребенка.
Важнейшим условием успешности лечебно-педагогической работы является учет структуры ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранных функций, компенсаторных возможностей ребенка и его эмоционально-личностных особенностей.
При воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии необходимо опираться на общие теоретические основы специальной дидактики, т. е. на педагогическую концепцию обучения лиц с особыми проблемами развития. Специальная дидактика определяет общие основы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития (при умственной отсталости и задержках психического развития), с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, детей с церебральными параличами, а также с сенсорными, речевыми, сложными дефектами развития, нарушениями общения (при раннем детском аутизме), детей с нарушениями поведения и различными соматическими и нервно-психическими заболеваниями.
|
|
Специальная дидактика тесно связана с другими отраслями наук и прежде всего с медициной, общей педагогикой и психологией. Ее основу составляют общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, теоретические концепции о роли обучения в развитии, теоретические положения о компенсаторных возможностях развивающегося мозга ребенка в процессе систематической лечебно-коррекционной работы.
Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемого материала, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом ведущего нарушения развития, времени его возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций, общего состояния здоровья ребенка и компенсаторных возможностей его центральной нервной системы.
На основе принципа системности и последовательности обучения, с учетом уровня развития, соматического и нервно-психического состояния ребенка, разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения и коррекции нарушенных функций. Таким путем обеспечивается равномерная и последовательная стимуляция психомоторного развития с постепенным накоплением знаний и умений, развитием познавательных возможностей и положительных черт личности.
Важным дидактическим принципом является связь обучения с игровой и практической деятельностью ребенка. У ребенка, в первую очередь, формируют практические знания и умения, развивают функцию общения, что является крайне важным для социальной адаптации детей с особыми проблемами в развитии.
Учитывая общие закономерности развития детей с различными отклонениями в развитии, важное место в системе специальной коррекционной педагогической работы отводится развитию регуляции произвольной деятельности и психической активности.
|
|
Успех всей лечебно-коррекционной работы в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку с отклонениями в развитии в семье. При этом важно учитывать не только специфику аномального развития, но и медицинский диагноз. Помощь ребенку с отклонениями в развитии — это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методиста лечебной физкультуры, психолога), но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. Поэтому мы прежде всего обращаемся к родителям: «Будьте мужественны и счастливы со своим ребенком, а мы поможем вам!»
Приложение 1