Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие мероприятия входят в комплекс восстановительного лечения?

2. Какие общеоздоровительные мероприятия являются наиболее важ­ными для ребенка с отклонениями в развитии?

3. Какие лекарственные препараты используются для медикаментозной терапии для стимуляции развития и улучшения компенсаторных воз­можностей мозга?

4. В каких программах взаимодействия детей и родителей реализуется бихевиористский подход?

5. Какие формы психотерапевтической работы с семьей ребенка с от­клонениями в развитии являются наиболее эффективными?


6. Какое значение имеет арттерапевтическая работа с проблемными детьми?

7. Какие виды арттерапевтической работы используются в специальных дошкольных учреждениях?

Рекомендуемая литература

Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллекту­альном развитии // Дефектология. 1984. № 5.

Кариес Меря Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей. (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред.

8.Я. Пилиповского. М., 1992.

Майрамяп Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатоло­гический и психологический аспекты проблемы). Автореф. дис. М., 1976.

Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка инвалида // Дефектология. 1995. № 5.

Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984.

Ма^^айчVк И.И. Психологический анализ системы отношений в семь­ях дошкольников и пути их коррекции. Вместе с семьей. СПб., 1996.

Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психо­логическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекционная работа с родителями. СПб., 1994.

Маркова И.В., Михайлов И.Б., Нежеицев М.В. Фармакология. СПб., 2001.

Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экс­пертизы и социально-трудовой реабилитации. М., 1989.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.

Мастюкова ЕМ., Московкина А.Г. Воспитание в семье ребенка с на­рушением внимания и гиперактивным поведением // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 5.

Медведева Е.А. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном об­разовании. М., 2001.

Практикум по арттерапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2001.

Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.

Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: практические советы родителям.

М., 1992.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи.

М., 2000.


 


Дети с отклонениями в развитии — это очень неоднородная группа малышей и дошкольников, которых объединяет то, что все они нуждаются в ранней и систематической лечебно-педагогиче­ской работе для подготовки их к обучению.

Решая общие педагогические и воспитательные задачи, педагог строго дифференцирует подход к каждому ребенку с учетом его нарушенных и сохранных функций, возраста и индивидуально-характерологических особенностей.

Общие принципы лечебной педагогики совпадают с принци­пами общей педагогики. Вместе с тем лечебная педагогика отли­чается от общей своей лечебно-коррекционной направленностью, а также тесной связью с медициной. Педагог, работающий с ре­бенком, должен хорошо ориентироваться в специфике нарушенно­го психомоторного развития, хорошо представлять себе сильные и слабые стороны ребенка, понимать структуру его основного нару­шения, препятствующего психомоторному развитию. Очень важ­но, чтобы педагог во всех, даже самых тяжелых случаях мог вы­явить у ребенка сохранные функции или предпосылки к их фор­мированию.

Основными принципами лечебной педагогики являются инди­видуальный подход и единство педагогического и лечебного про­цессов.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий необ­ходимо соблюдать принцип «соответствия», т. е. все интеллекту­альные и физические нагрузки должны соответствовать психомо­торным возможностям и общему состоянию здоровья ребенка. Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы во всех случаях для ребенка сохранялась «ситуация успе­ха», чтобы занятие приносило ему радость и укрепляло в нем уве­ренность в своих силах.

При воспитании и подготовке к обучению ребенка с отклоне­ниями в развитии, наряду с укреплением его здоровья, важное зна-


чение имеют специальные психолого-педагогические приемы ран­ней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становлении различных нервно-психических функций и стимуляцию возрастного психо­моторного развития. Соблюдая общие принципы методологиче­ского подхода к воспитанию и обучению, следует особое внима­ние уделить следующим аспектам лечебно-педагогической ра­боты:

— создание условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка с максимальным использованием разнооб­разных игровых приемов;

— развитие эмоционально-положительного общения с ребен­ком, формирование наиболее адекватного взаимодействия мать — ребенок;

— создание психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения;

— развитие различных форм познавательной деятельности;

— в коррекционной работе максимальное использование осо­бых приемов и методик с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной деятельности;

— широкое использование в коррекционной работе различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных (музыкально-ритмических и игр-инсценировок);

— дифференцирование структуры и продолжительности заня­тий в зависимости от состояния ребенка.

Важнейшим условием успешности лечебно-педагогической работы является учет структуры ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранных функ­ций, компенсаторных возможностей ребенка и его эмоционально-личностных особенностей.

При воспитании и подготовке к обучению детей с отклонения­ми в развитии необходимо опираться на общие теоретические ос­новы специальной дидактики, т. е. на педагогическую концепцию обучения лиц с особыми проблемами развития. Специальная ди­дактика определяет общие основы обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития (при умственной отсталости и задержках психического развития), с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, детей с церебральными параличами, а также с сенсорными, речевыми, сложными дефек­тами развития, нарушениями общения (при раннем детском аутизме), детей с нарушениями поведения и различными сомати­ческими и нервно-психическими заболеваниями.


Специальная дидактика тесно связана с другими отраслями наук и прежде всего с медициной, общей педагогикой и психоло­гией. Ее основу составляют общие и специфические закономерно­сти нормального и аномального развития, теоретические концеп­ции о роли обучения в развитии, теоретические положения о ком­пенсаторных возможностях развивающегося мозга ребенка в процессе систематической лечебно-коррекционной работы.

Важным является принцип систематичности и последователь­ности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемого материала, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом ведущего нарушения развития, времени его воз­никновения, причины и механизма, а также сохранных функций, общего состояния здоровья ребенка и компенсаторных возможно­стей его центральной нервной системы.

На основе принципа системности и последовательности обуче­ния, с учетом уровня развития, соматического и нервно-психи­ческого состояния ребенка, разрабатываются специальные ин­дивидуальные программы обучения и коррекции нарушенных функций. Таким путем обеспечивается равномерная и последова­тельная стимуляция психомоторного развития с постепенным на­коплением знаний и умений, развитием познавательных возмож­ностей и положительных черт личности.

Важным дидактическим принципом является связь обучения с игровой и практической деятельностью ребенка. У ребенка, в пер­вую очередь, формируют практические знания и умения, развива­ют функцию общения, что является крайне важным для социаль­ной адаптации детей с особыми проблемами в развитии.

Учитывая общие закономерности развития детей с различными отклонениями в развитии, важное место в системе специальной коррекционной педагогической работы отводится развитию регу­ляции произвольной деятельности и психической активности.

Успех всей лечебно-коррекционной работы в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку с отклонения­ми в развитии в семье. При этом важно учитывать не только спе­цифику аномального развития, но и медицинский диагноз. По­мощь ребенку с отклонениями в развитии — это не только лечение и работа специалистов (педагога-дефектолога, логопеда, методи­ста лечебной физкультуры, психолога), но это, прежде всего, ог­ромный повседневный труд родителей, освященный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний. По­этому мы прежде всего обращаемся к родителям: «Будьте мужест­венны и счастливы со своим ребенком, а мы поможем вам!»


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: