При принятии решения о вступлении России в ВТО следует учитывать позицию трех сторон, а именно: Правительства РФ, деловых кругов, т.е. бизнеса, и трудящихся.
В табл.1 представлены возможные положительные и негативные последствия от вступления России в ВТО.
Таблица 1.
ВТО и Россия: "За" и "Против"
| Плюсы | Минусы |
| Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки | Открытие рынков по нормативам ВТО может окончательно подорвать позиции слабых российских производителей товаров и услуг. Отсюда закрытие предприятий (может даже целых отраслей) |
| Доступ к международному механизму разрешения торговых споров | Вступление России в ВТО не позволит ей проводить самостоятельную политику, предоставляя бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако критически важным отраслям производства |
| Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО | России придется пойти на определенные уступки, которые обязательно затронут интересы отечественных производителей и потребителей |
| Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере | Интересы национальной безопасности могут требовать уменьшения зависимости от импорта ряда высокотехнологичных товаров |
| Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции (или её гибели) в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок | Защита прав на интеллектуальную собственность препятствует распространению наукоемких продуктов, технологий и культурных ценностей; нет оснований увязывать защиту прав интеллектуальной собственности с либерализацией торговли, как это делает ВТО. |
| Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов | |
| Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли | |
| Повышение степени прозрачности системы регулирования |
2.3.3. Международные валютно-финансовые организации