Существование электронного рынка в среде Интернет обусловлено возможностью реализации в Интернет платежных систем, позволяющих интерактивно оплачивать товары и услуги. Электронный бизнес –совокупность деловых операций, реализуемых путем информационного обмена между физическими лицами, предприятиями, бизнесменами, потребителями и юридическими лицами, учреждениями, организациями с использованием технических и программных средств на основе технологии Интернет.
1. Рынок Интернет эффективен, так как обеспечивает потребителя самой полной информацией о товарах и услугах, предоставляя большой контроль над процессом поиска и выбора информации.
2. Рынок Интернет является, во-первых, открытым, то есть доступным как для компаний любых размеров, так и для потребителей, а, во-вторых - глобальным, то есть доступ к нему возможен из любой точки земного шара. Рынок Интернет характеризуется достаточно низким барьером для входа на него фирм.
3. Интернет предоставляет возможность сокращения каналов распространения товаров и ликвидации промежуточных звеньев, таких как дистрибьютор и оптовый продавец, на смену которым приходит прямая связь производитель - покупатель.
Наиболее распространенные направлениях ведения электронного бизнеса: электронная коммерция (электронная торговля в потребительском и корпоративном секторе по моделям потребитель-потребитель - С2С, бизнес-потребитель - В2С, бизнес-бизнес - В2В и др.); Интернет- услуги (в том числе: финансовые услуги - Интернет-трейдинг, Интернет-банкинг, Интернет-страхование; информационные услуги - доступ к поисковым системам, электронные каталоги, электронная почта и Интернет-телефония; медицинские, транспортные, туристические, образовательные и консалтинговые услуги); контентные Интернет-сервисы (сетевые СМИ, электронные представительства газет, журналов, радио- и телестанций); деятельность электронных фирм (разработка программного обеспечения по технологиям оффшорного программирования, системная интеграция, продвижение и сопровождение сайтов, хостинг и регистрация доменов). Электронная коммерция является подмножеством электронного бизнеса.
Электронная коммерция - любая транзакция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования вещественным товаром или услугой было передано от одного лица другому. Электронный бизнес - это любой процесс, который организация производит посредством сети связанных между собой компьютеров.
К ограничениям электронной коммерции относятся следующие: вопросы безопасности, защиты данных и сохранения целостности системы, которая выполняет обработку данных, масштабируемости системы, исполнения (доставки), взаимоотношений с потребителями, а также наличие товаров, которые не покупаются в оперативном режиме, доступ к Web-сайту коммерческой организации со стороны конкурентов и большой риск начать свое дело в Интернет.
Доставка — один из основных вопросов, без решения которого невозможно повысить уровень предлагаемых услуг.Способы доставки:
- местные, региональные и собственные службы доставки;
- федеральная почтовая служба;
- курьерская доставка;
- международный почтамт;
- международная служба
- экспресс-доставки; доставка по телекоммуникационным сетям (для информационного
содержания);
- самовывоз.
Классифицировать интернет-магазины можно по различным критериям:
а) по форме организации продажи товаров:
- Интернет-магазины
- web-витрины
- торговые системы
- торговые ряды
- контентные проекты (хранение, публикация БД на различные темы - законодательные
БД, желтые страницы и т.д.);
б) по модели бизнес-решений
- чисто онлайновый магазин
-совмещение оффлайнового бизнеса с онлайновым (интернет-магазин формируется на
основе уже действующей торговой структуры) и др.;
с) по типу взаимоотношений с оптовыми торговцами (поставщиками)
- имеют собственный склад (наличие реальных товарных запасов)
- работают по договорам с поставщиками (отсутствие сколько-нибудь значительных собственных запасов).
В развитии электронного рынка важную роль должны сыграть международные организации, объединяющие многочисленные профессиональные сообщества. Так, высокую активность проявила Global Trading Web Association (GWTA) – крупнейшая всемирная независимая торговая сеть покупателей и продавцов. В нее входят свыше 30 компаний, обслуживающих в совокупности 250 тысяч клиентов более чем в 100 странах мира. Она организовала крупнейшее мировое объединение электронных торговых площадок (e-marketplaces). Осенью 2001 года GWTA сообщила о беспрецедентном росте объемов электронных транзакций и онлайн-продаж. По итогам первого полугодия 2001 года было зафиксировано 884166 транзакций, осуществленных на электронных площадках, входящих в GWTA. Объем продаж также вырос с 115 млн. долл. в первом полугодии 2000 г. до 3700 млн. долл. по итогам двух кварталов текущего года. Таким образом, рост составил 3110 %. Параллельно на 300 % возросло число выставленных на продажу товаров.
Кроме стоимости основного компьютерного оборудования стоимость пользования Интернетом зависит от нескольких факторов, включая стоимость соединительных линии и другого компьютерного оборудования и, в меньшей степени, от зарплаты, выплачиваемой операторам.
Схема реализации товаров и услуг через Итернет-магазин представлена на рисунке 1.
|
- виртуальные операции
- реальные операции
Рис. 1. Схема реализации товаров и услуг через Итернет-магазин