Развитие оптовых продовольственных рынков

Среди важнейших проблем развития производства на современном этапе стоит проблема организации рыночных механизмов качественного снабжения населения продовольствием, с одной стороны, и формирования каналов сбыта и доведения конкурентноспособной сельскохозяйственной продукции от производителя до конечного потребителя, обеспечивающих высокую заинтересованность всех участников единого продовольственного конвеера, с другой стороны. Как известно, единая система материально-технического снабжения и сбыта продукции продовольственных отраслей республик СССР в процессе рыночных реформ ликвидирована, а стихийно возникшие рынки продовольствия имеют ряд недостатков, проявляющихся в неблагоприятных условиях хозяйствования сельхозтоваропроизводителей (дезинтеграция всех звеньев АПК, резкое сокращение инвестиций и рост издержек производства и обращения, сокращение платежеспособного спроса предприятий перерабатывающей промышленности и населения на отечественное сельскохозяйственное сырье и продовольствие, нерегулируемый импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, низкая рентабельность продукции АПК, не обеспечивающая в большинстве хозяйств даже простое воспроизводство)[2] и низком уровне и качестве потребления населением продуктов питания (резкое снижение потребления продуктов питания на душу населения, увеличение потребления импортной (зачастую некачественной) продукции, дороговизна, приводящая к тому, что более половины доходов средняя семья тратит на питание [39].

Так, по уровню питания на душу населения Россия опустилась с 7 на 71 место в мире [45]. А Тюменская область по потреблению мяса, молока и других важнейших продуктов питания отстает от средних показателей по России несмотря на высокие среднедушевые доходы (табл. 2 приложения). Занимая второе место по уровню доходов на душу населения в России, область занимает 68 место по потреблению мяса и мясопродуктов (37 кг), 65 место по потреблению молока и молочных продуктов (158 кг), 67 место по потреблению овощей и бахчевых культур (62 кг), 64 место по потреблению сахара (29 кг), 53 –по потреблению растительного масла (8.6 кг), 49- по потреблению картофеля (114 кг), 33 - по потреблению хлебных продуктов (123 кг), 43 – по потреблению яиц (212 штук). Причем по всем отмеченным показателям потребление ниже среднего по России и в 2 и более раза (например, по молоку в 2, 5 раза) ниже дореформенного [1], не говоря уже о рациональных нормах потребления, к достижению которых Тюменская область, как регион с высокими среднедушевыми доходами, должна стремиться.

Доля импорта продовольствия в России приближается к 50 %, в крупных городах еще выше (60-70 %), в Москве - 80-90 % населения питается импортными мясопродуктами [45]. А по результатам проверки Госторгинспекции в 2000 году было забраковано 53,5% импортного мяса, 81 %- молочных консервов, 60 % колбас и копченостей, 56 % рыбных консервов[45]. При низких закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию, розничные цены на продукты питания на многих рынках очень высокие, что обусловлено монополией посреднических структур, многозвенностью (до 7-8 передающих товары от одного к другому посредников) и непрозрачностью каналов товародвижения.

Для решения этой проблемы во многих регионах России создаются системы оптовых продовольственных рынков (ОПР). Оптовый продовольственный рынок (ОПР) в широком смысле - это государственные, общественные и коммерческие структуры и инфраструктуры (предприятия, организации, ассоциации), осуществляющие и обеспечивающие цивилизованную рыночную оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

Субъектами ОПР являются: крупные производители сельскохозяйственной продукции; оптовые торговцы; крупные перерабатывающие предприятия; крупные потребители (предприятия розничной торговли и общественного питания) и инфраструктура (предприятия, обеспечивающее цивилизованную оптовую торговлю в специально отведенных местах; все объекты хранения, транспортировки и обслуживания клиентов; кредитно-финансовая инфраструктура (банки, страховые компании и др); коммерческая инфраструктура (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, посреднические фирмы); социальная инфраструктура (предприятия здравоохранения, общественного питания, быта, досуга и т. д.); информационная инфраструктура (предприятия, обеспечивающие информационное обслуживание продавцов и покупателей ОПР)[2,55,43].

Цель ОПР вообще – стимулирование производства и переработки сельскохозяйственной продукции на основе формирования эффективного рыночного механизма взаимной заинтересованности производителя, оптового торговца и потребителя путем установления хозяйственных связей, регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия с учетом удовлетворения текущего и потенциального потребительского спроса. Положительный опыт функционирования и развития такого рынка накоплен в Волгоградской области [55]. В основных направлениях агропродовольственной политики Российской Федерации до 2010 года предусмотрено: разблокирование рыночных барьеров, обеспечение прозрачности движения товаров; внешнеторговое регулирование, ориентированное на эффективную интеграцию в мировой продовольственный рынок; разработка механизмов, обеспечивающих формирование организованных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, совершенствование контроля качества, расширение государственной системы рыночной информации и консультирования.

В силу безусловного парадокса в регионе между доходами населения на душу населения (второе место по России после г.Москвы) и реальным потреблением на душу населения основных продуктов питания (например, мяса и мясопродуктов даже в 2001 году всего 37 кг (а в 1999 году было 34 кг), в то время как в среднем по России – 47 кг, а в республике Саха (Якутия)- 73 кг (табл.2 приложения), решение проблемы продовольственного снабжения населения Тюменской области за счет формирования системы ОПР является особенно актуальным. Производится важнейших продуктов в Тюменской области на душу населения не меньше, чем среднем по России, а потребляется значительно меньше, чем в соседней Омской области, не говоря о регионах, занимающих первые места по потреблению важнейших продуктов питания. Основная причина – дороговизна, обусловленная несовершенством системы сбыта предприятий и снабжения населения, заключающимся в многозвенности посреднических структур и неорганизованности и непрозрачности товародвижения от сельхозпроизводителей до конечных потребителей, особенно на севере области [2]. Необходимы действенные меры по государственной поддержке производства и реализации продукции растениеводства и животноводства юга Тюменской области, с одной стороны, и развитию единого оптового продовольственного рынка трех субъектов РФ области, включающего соответствующие рынки Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, с другой стороны.

Это направление совершенствования механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей записано в Рекомендациях по постановлению Тюменской областной думы от 16 ноября 2001 года N=2176.Для реализации этого решения в соответствии с Протоколом о сотрудничестве Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области от 13.06.2002 № 114 и Меморандумом о сотрудничестве Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области от 19.03.2002 № 34 в целях поддержки малых и средних предприятий, производящих, перерабатывающих и закупающих сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, с последующей реализацией ее на межрегиональном потребительском рынке формируется в Тюменской области межрегиональная товаропроводящая система (МТС), как элемент комплексного решения назревших задач по регулированию рынка.

Учитывая важность проблемы, в 2002 году в направлении ее решения по заказу Администрации Тюменской области выполнены проект “Стратегия развития продовольственного рынка Тюменской области” (организатор ООО ”Продэкс” ЗАО компании “Сибинтел”) и областная целевая программа “Возрождение и развитие региональной Никольской ярмарки в г. Ишиме” (организатор ООО “ Интерсоцсервис“). В первом предусмотрено создание оптово-распределительной сети холдинговой компании “Сибинтел’ и снижение цен в ее региональных распределительных центрах в городах Сургуте, Ноябрьске, Новом Уренгое, Нижневартовске за счет исключения посреднических наценок на 20 %. Во второй - расширение оптовой торговли продовольственными и промышленными товарами за счет укрепления связей Севера Тюменской области с Югом и соседними областями Казахстана.

Наконец, в соответствии с Постановлением губернатора Тюменской области № 242 от 16.07. 2003 “О комплексном плане мероприятий администрации области по выполнению Послания Президента РФ Федеральному собранию” разрабатывается долгосрочная Программа развития системы оптовых продовольственных рынков на период до 2010 года.

Цель системы ОПР Тюменской области - стимулирование производства и переработки сельскохозяйственной продукции на юге Тюменской области на основе формирования эффективного рыночного механизма взаимной заинтересованности производителей, оптовых торговцев и потребителей путем установления хозяйственных связей, регулирования производства, заготовок (закупок) и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия для удовлетворения текущего и потенциального потребительского спроса населения всех трех субъектов Федерации Тюменской области (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа).

Задачи системы ОПР Тюменской области:

-обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;

- предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности устойчивого выхода на цивилизованный и конкурентный (немонополизированный) рынок;

-обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

-организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения;

-повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны;

-обеспечение концентрации конкретных потребительских товаров в конкретном месте;

-упрощение и ускорение процесса движения товара к конечному потребителю;

- ускорение и упрощение взаиморасчетов и платежей;

- формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельскохозяйственными производителями и потребителями;

- обеспечение объективной информацией о спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие и ее передачи соответствующим оптовым поставщикам и потребителям.

В процессе исследований организации снабжения населения продуктами питания нами определены основные каналы их движения и оценены их объемы (доля) в общем товарообороте основных продовольственных товаров (рис 4 и табл.8).

В соответствии со схемой можно выделить следующие каналы снабжения и примерные розничные цены, если цены производства (закупочные) принять за 1,0, импортные оптовые цены- 0.8, добавку к цене у перерерабатывающих предприятий - 0.3, а наценку в каждом звене посредников- 0.15. Данные приведены в таблице 8.

Первый канал 2-4 (когда сами сельхозпроизводители продают в розничной торговле на рынках свою продукцию) является относительно дешевым для покупателей (торговая наценка 15 %), но возможности его ограничены пригородными районами и крупными товаропроизводителями ряда важнейших товаров (яйца и мясо птицы, свежие овощи закрытого грунта и т.д.) и его доля в снабжении населения Тюменской составляет всего около 10 %. Мелкие и средние производители не имеют возможности организовать такие связи как из- за высоких трансакционных издержек при небольших объемах продаж, так и из-за монополизации большинства рынков крупными или теневыми структурами.

       
   
 


                       
 
     
           
 
 


6 7 8 12 11

               
   
 
     
     
 
 
 


9 10

13


4 3 5


1

 
 


2 3

       
   
 
 


Условные обозначения:

- потоки товаров и денег при обменах (стрелка показывает направление движения денег)

Рис.4 Схема потоков движения сельскохозяйственной продукции и продовольствия по снабжению населения (домашних хозяйств)

где:

1- Покупка продуктов населением на неорганизованном рынке.

2- Покупка продуктов населением в розничной сети;

3- Закупка продуктов предприятиями розничной торговли у перерабатывающих предприятий;

4- Закупка продуктов предприятиями розничной торговли у сельскохозяйственных предприятий;

5- Закупка продуктов предприятиями розничной торговли на оптовом рынке;

6- Закупка сырья перерабатывающими предприятиями у сельскохозяйственных предприятий;

7- Закупка продуктов предприятиями оптовой торговли у сельскохозяйственных предприятий;

8- Закупка продуктов посредниками у сельскохозяйственных предприятий;

9- Закупка продуктов предприятиями оптовой торговли у перерабатывающих предприятий;

10 -Закупка сырья перерабатывающими предприятиями на оптовом рынке;

11- Закупка сырья перерабатывающими предприятиями по импорту;

12 - Закупка продуктов посредниками по импорту;

13 - Закупка продуктов предприятиями оптовой торговли по импорту.

Самый большой по объемам продаж (около 30 %) канал 2-5-9-6 (по схеме сельхозпроизводитель - перерабатывающее предприятие – оптовый торговец -рынок розничной торговли) канал снабжения является относительно дорогим,

Таблица 2. Расчет розничной цены при различных каналах снабжения населения.

Канал снабже-ния Число звеньев от с.х.-произ-водителя до коне-чного по-требите-ля Рознич-ная цена по отноше-нию к цене производ-ства Примечание (доля в общем объеме розничного товарооборо-та, %)
  2-4   1.15  
  2-3-6   1.50  
  2-5-7   1.32  
  2-5-9-6   1.67  
  1-8   1.75  
  2-3-11   1.20  
  2-5-13   1.06  
  1-12   1.40  

но гарантирует качество продукции для покупателя, доходы государству и продовольственную безопасность страны. Это схема цивилизованного продовольственного рынка, преобладающая в развитых странах. К тому же она благодаря своей прозрачности позволяет оказывать государственную поддержку в любом звене продовольственного конвеера обоснованно в соответствии с целями и задачами рыночной экономики. Самым дорогим для покупателя и невыгодным для производителя является неорганизованный рынок по схеме товародвижения 1-8 (когда посредники скупают дешево продукцию у производителей и перепродают ее другим, причем схема товародвижения непрозрачна). По оценкам такой канал занимает около 10 % товарооборота продовольственных товаров Тюменской области, но его, как теневой, как правило, характеризует отсутствие гарантии качества и сокрытие доходов от налогообложения. Организация системы оптовых продовольственных рынков позволит свести к минимуму такую организацию снабжения населения области и принять меры поддержки конкурентной продукции местных производителей в их борьбе на рынке импортной продукции (каналы 1-12, 2-5-13). Что касается участия оптовых рынков в закупке импортной продукции, то это и самый дешевый способ снабжения населения (6 % торговая наценка вместо 40 % у посредников) и самый надежный в смысле гарантии качества и безопасности продукции. Однако необходимо помнить, что импортная продукция является по сути демпинговой (до половины расходов оплачивают государства-экспортеры, чтобы поддержать своих товаропроизводителей) и государству (России) пора, наконец, защитить собственных крестьян. Выбор схемы движения товаров является основой успешной работы, особенно на рынке Севера области.

Организационной основой системы ОПР в продвижени продукции Тюменских товаропроизводителей к покупателям на северный рынок без посредников служит созданный товаропроизводителями юга Тюменской области акционерный «Региональный оптовый продовольственный рынок Тюмень-Пыть-Яхпродсервис», основными задачами каждого является:

- создание системы стабильного обеспечения населения Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов высококачественными продуктами питания местного производства;

- предоставление товаропроизводителям, предприятиям малого и среднего бизнеса оптимальной товаропроводящей системы, обеспечивающей постоянное присутствие продовольственных товаров на рынке сбыта при поддержке развивающейся маркетинговой и информационной базы;

- создание условий для активизации торговой деятельности существующих региональных систем оптово-розничной торговли;

- в условиях концентрации значительных объемов и номенклатуры продовольственных товаров в рамках МТС и региональных оптовых продовольственных рынков (РОПР) обеспечить задачу защиты потребительского рынка от проникновения фальсифицированной, некачественной и опасной для здоровья человека продукции, путем создания независимых служб качества;

- с целью увеличения покупательской способности населения, повышения налогооблагаемой базы в сфере сбыта продовольствия,

- обеспечить прозрачность торгово-финансовых сделок путем создания на РОПР единых кассово-расчетных центров;

- использование современных информационных систем для создания и совершенствования новых рыночных инфраструктур, конкурсов, ярмарок, выставки, биржевых торгов (в т.ч.электронных), форвардных контрактов [2,43].

Создание МТС характерно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые, в отличие от крупных не имеют экономической возможности создания собственных центров маркетинга и сбыта, специализированных транспортных, информационных систем и других элементов инфраструктуры рынка.

Важнейшим инструментом МТС являются распределительные центры. Они создаются в целях концентрации товаров и формирования широкого ассортимента продукции от широкого круга товаропроизводителей к широкому кругу оптово-розничной торговли. Распределительные центры являются местом получения отечественной продукции по всему спектру продовольственных товаров, поставляемых на основе заключенных на биржевых торгах форвардных контрактов. Региональные поставщики-товаропроизводители имеют возможность продавать и поставлять, а оптово-розничная сеть закупать и получать товары на условиях франко/распределитель РОПР. Доставку осуществляют товаропроизводители, а ценообразование формируется на условиях «франко/склад РОПР».

В рамках МТС заключаются контракты на мелкие партии разных видов продукции, по широкому ассортименту товаров, с поставкой в разные сроки. На межрегиональных биржевых торгах мелкие партии объединяются в пулы-лоты, которые соответствуют объемам биржевой оптовой торговли. Региональные товаропроизводители доставляют крупные партии продукции на биржевой распределительный центр, где оптово-розничная сеть получает мелкие партии заказанных товаров в соответствующем ассортименте на основе заключенных заранее форвардных контрактов по согласованному графику.

Распределительный центр – это вновь созданное помещение, специализированное по видам хранения разных видов сельхозпродукции и продовольствия, либо созданное на свободных площадях существующих региональных продовольственных баз, отобранных по конкурсу, в соответствии с перечнем товаров, необходимых рынку потребления.

Распределительные центры в рамках МТС являются биржевыми складами, обеспечивающими базис поставки, перевалочное хранение и выдачу товаров, закупленных оптово-розничной сетью по биржевым форвардным контрактам. Деятельность распределительных центров осуществляется на основе договора РОПР с оптовыми покупателями.

Логистика МТС предусмотрена достаточно гибкой и соответствует запросам всех участников. Одним покупателям выгодно будет самим, на своем транспорте приезжать в распределительные центры и получить закупленную заранее продукцию. Другим может быть выгодно и удобно, чтобы распределительные центры доставляли им закупленные товары по согласованному графику.

В рамках МТС покупатели смогут выставлять заявки на закупку продукции и совершать сделки, участвуя в ежемесячных торгах, на межрегиональных селекторных торгах, на публичной торговой площадке РОПР в сети Интернет при помощи удаленных компьютерных терминалов.

Структура и механизм проведения биржевых торгов на площадках региональных оптовых продовольственных рынков должна быть объединена единой сетью и связана с базой производства и накопления продукции.

В соответствии с законодательством (ФЗ № 2384-1, ст.18) на торгах в рамках МТС принимаются меры по контролю за ценообразованием в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены.

В целях обеспечения безопасности реализуемых товаров в рамках МТС принимаются меры по контролю качества продукции, допускаемой на биржевые торги (ФЗ № 2384-1, ст.18).

Инфраструктура межрегиональной товаропроводящей системы включает:

1) распределительные центры (региональные оптовые продовольственные рынки);

2) межрегиональные биржевые торги;

3) информационно-маркетинговый центр;

4) расчетную палату (единый рассчетно-кассовый центр, уполномоченный банк);

5) центр оперативного контроля за качеством и безопасностью продукции;

6) арбитражную комиссию;

7) обслуживающую транспортную инфраструктуру.

МТС может быть образована в форме открытого акционерного общества и создаваться за счет привлеченных средств товаропроизводителей и оптово-розничных систем (предприятий малого и среднего бизнеса).

Управление МТС осуществляет Координационный совет по продовольственной безопасности при Губернаторе области с привлечением заинтересованных областных и федеральных органов.

Финансовое обеспечение закупок и результаты внедрения МТС. Важнейшим инструментом поддержки получателей (покупателей) товаров при заключении межрегиональных сделок, наравне с действующим в области субсидированием товаропроизводителей, может быть новая форма финансового обеспечения закупок продукции в рамках субсидированного кредита с выплатой из бюджета региона по месту нахождения оптовика 50% ставки рефинансирования ЦБ.

В этих целях для гарантированного широкого ассортимента товаров и обеспечения расчетов по заранее заключенным в рамках МТС форвардным контрактам оптовые системы могут открыть в расчетном центре РОПР специальные счета. На специальный счет оптовые системы оплачивают часть контрактной стоимости закупаемых на биржевых торгах товаров. Окончательный расчет производится в сроки, установленные сторонами сделки после получения товара. Продавец-товаропроизводитель может также открыть специальный счет в расчетном центре РОПР для взаиморасчетов по форвардным контрактам и оплатить при заключении сделки часть от стоимости поставляемого товара.

В этом случае механизм расчетов, создаваемый биржей и расчетным центром на основе специального договора в соответствии с ФЗ № 2384-1, ст.28, выполняет функцию нейтрального счета, на котором находятся денежные средства сторон каждой биржевой сделки, перечисленные в качестве задатков (залогов), подтверждающих намерения партнеров по выполнению обязательств в соответствии с заключенными контрактами.

При таком подходе продавец и покупатель получают гарантию оплаты и поставки товара в назначенный срок, по конкретной цене, указанного качества и объема, на условиях постоянного базиса поставки на РОПР. Межрегиональная товаропроводящая система, в рамках которой заключатся сделки, осуществляются поставки и взаиморасчеты, позволяет использовать разные формы финансовой поддержки малых предприятий, как закупающих, так и поставляющих товары на северный рынок: предоставление гарантий по сделкам, «короткое» кредитование торговых операций, безопасное резервирование задатков и предоплат и т.п.

В соответствии с законодательством (ФЗ № 2384-1, ст.18) для разрешения споров по заключаемым сделкам на биржевых торгах в рамках МТС создается арбитражная комиссия, которая осуществляет примирение сторон и иные функции третейского суда.

Предполагаемые результаты внедрения МТС:

- улучшение снабжения населения продуктами питания по оптимальным ценам;

- повышение качества продуктов питания;

- пополнение государственных бюджетов и внебюджетных фондов за счет увеличения законного товарооборота и повышения собираемости налогов;

- оптимизация ценообразования на потребительском рынке;

- создание системы гарантированного сбыта и поставок товаров;

- установление постоянных и устойчивых связей потребительских рынков Тюменской области и автономных округов;

- возможность достоверно определять структуру оптовой цены: разницу между ценой регионального производителя и ценой оптово-розничной компании;

- улучшение информирования органов исполнительной власти о совершенных сделках и движении товарной продукции на потребительской рынке;

внедрение современных технологий торговли (электронная торговля, фьючерсные контракты, «фьючерсные цепочки», варранты, гарантии поставок и оплаты продукции, поставки по схеме «точно в назначенное время» и т.п.).

Меры государственной поддержки в системе ОПР Тюменской области, которые следует законодательно закрепить:

-предоствление оптовым продовольственным предприятиям льгот в части местных налогов;

- выделение бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг;

- выделение бюджетных кредитов юридическим лицам, в том числе, налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по оплате налогов и платежей;

- предоставление субвенций (целевого финансирования на безвоздмездной и безвозвратной основе);

- предоставление субсидий (финансирование товаропроизводителей при долевом участии);

- предоставление инвестиций бюджетных средств в уставной капитал производителей продовольствия.

- государственная поддержка местных товаропроизводителей в форме обеспечения реализации конкурентноспособной продукции на оптовых рынках всех субъектов РФ области;

- мониторинг производства, cбыта и потребления продовольствен­ных товаров на оптовых рынках всех субъектов РФ области;

- регулирование движения потоков продовольственных товаров в системе АПК и формирование регионального продовольственного фонда области (социальных заказов) преимущественно за счет продукции Тюменских предприятий;

-cогласование интересов трех субъектов федерации по поставкам продовольствия через совет по регулированию [2, 38, 43].

Все отмеченные мероприятия могут быть оценены методом сечения МК и построением МБ и МПБ АПК регионов, в которых все межотраслевые связи и логистические цепи будут оптимизированы и за счет совершенствования материально-технического снабжения и сбыта продукции АПК южных районов в северные регионы будет получен экономический и социальный эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: