Тема 1 предмет и метод теоретической экономики

Производственные ресурсы всегда ограничены, потому что желания, потреб­ности людей постоянно растут, развиваются, т. е. в отличие от ресурсов они безграничны. Поэтому необходимо научиться эффективно использовать землю, ее недра, сырье, станки, труд людей. Предметом теоретической экономики и является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества, его членов. Изучая факты, выдвигая гипотезы, экономисты делают обобщения, раскры­вают принципы, (законы), на основе которых и функционирует экономика. В одних случаях они констатируют развитие определенных явлений и тен­денций. В других — делают выводы относительно того, каковы должны быть «правила игры» в эффективно функционирующей хозяйственной системе. Констатация тех или иных явлений, тенденций относится к позитивному направлению в экономической науке. Когда же ставится вопрос о том, как должна работать экономика, чтобы быть эффективной, мы имеем дело с нормативной наукой.

Экономика — сложная, многоуровневая система. Очевидно, все ее уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Но тем не менее, принципы функциони­рования фирмы, отрасли, семейных хозяйств не могут не отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроуровне и макроуровне.

Успешное изучение теоретической экономики само по себе не является залогом успеха в жизни, в предпринимательской деятельности. Но знание экономических проблем необходимо не только тем, кто в своей профессио­нальной деятельности тесно с ними связан. Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления.

Учебные цели

1. Понять, что изучает теоретическая экономика.

2. Изучить методы экономического анализа.

3. Выяснить различия между нормативной и позитивной экономикой.

4. Уяснить, чем отличается микроэкономика от макроэкономики и почему они связаны друг с другом.

5. Раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели.

6. Выявить характер возможных связей и зависимостей между различными макроэкономическими целями развития.

7. Обратить внимание на логические ошибки, возможные в научном анализе при обобщении фактов и познании явлений.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: