double arrow

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Теоретическое задание заключается в следующем:

1) составить не менее 40 структурно-логических схем по предлагаемым вопросам теоретического курса (см. таблицу 1).Структурно-логические схемы следует составить по всем темам теоретического курса, например, по 5 структурно-логических схем для каждой из восьми предложенных тем;

2) составить пять тестов с четырьмя вариантами ответов к каждому по любым темам теоретического курса (см. таблицу 1).

Структурно-логические схемы связывают ключевые слова в алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития материалов учебника по тому или иному вопросу.

Ключевые слова – это слова текста, обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие предмет, его признак, состояние или действие.

Технология составления структурно-логических схем предполагает следующие этапы:

1) внимательно прочесть первый раз материалы учебников, раскрывающие заданный вопрос;

2) осмыслить полученную информацию, разобраться в незнакомых терминах, определениях, осмыслить логику ответа на вопрос в целом;

3) прочитать материал второй раз, пометить ключевые слова, увязать их в логическую цепочку и записать в виде структурно-логической схемы.

Например, на вопрос 2.8 «Оценка качества моделей прогнозирования. Проверка адекватности и оценка точности» может быть составлена такая структурно-логическая схема: теснота, коэффициент корреляции; качество, подбор; коэффициент детерминации, частный, множественный; стандартная ошибка, дисперсия, значимость, t-распределение» [2, с. 20-23].

После каждой схемы дается ссылка на литературу (№ источника по списку используемой литературы и страницы). Смысловой ряд из ключевых слов по вопросу должен содержать не менее 7 и не более 20 слов. Последовательность изложения слов в ряду должна строго отражать логику и последовательность раскрытия вопроса, а не быть набором слов на заданную тему.

Форма представления вопросов и ответов теста предполагает четко сформулированный вопрос, после которого идут четыре варианта ответа. Из этих ответов верен (или не верен, если тест обратный) только один, который при тестировании и предполагается указать. Неправильные ответы составляются по принципам:

1) похожи на правильные, но содержат неверный тезис;

2) неверны, но содержат информацию, помогающую найти верный ответ к данному вопросу;

3) неверны только в контексте вопроса, но содержат информацию, используемую в ответах к другим вопросам по данному предмету;

4) неверны только в контексте предмета, но содержат информацию, используемую при тестировании по другим дисциплинам;

5) заведомо неверные факты, формулировки и др.

Например, тест для вопроса 5.4 «Сетевая модель: основные понятия, графическое представление, основные элементы» может быть таким:

Графическое изображение плана выполнения комплекса работ, внешне напоминающее сеть, состоящую из работ и событий – это определение:

1) сетевого графика;

2) сетевой модели;

3) графа;

4) критического пути [1, с. 35].

Неверный или верный ответ следует подчеркнуть!

Для теоретической подготовки по курсу и выполнения теоретического задания контрольной работы можно обратиться к источникам, приведенным в данных методических указаниях в списке рекомендуемой литературы.

Таблица 1 – Перечень вопросов по темам для выполнения теоретического задания

Наименование темы Теоретические вопросы темы
Тема 1. Система экономико-математических моделей оптимального планирования и управления
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 Понятие оптимизационных задач и оптимизационных моделей. Понятие критерия оптимальности, его математическое представление. Методика построения оптимизационной модели. Общая классификация задач оптимального программирования и методов их решения. Модель общей задачи линейного программирования: типы, область применения, экономико-математическая постановка, методы решения. Модель транспортной задачи ЛП: область применения, экономико-математическая постановка, методы решения, модификации. Модель распределительной задачи ЛП: сущность, область применения, экономико-математическая постановка, методы решения. Модель ассортиментной задачи ЛП: сущность, область применения, экономико-математическая постановка, методы решения. Понятие двойственной задачи ЛП,их исполь­зования в экономических задачах. Модели оптимизации в торговле. Постановка и экономико-математическая модель задачи о назначениях. Модели оптимизации в инвестиционном анализе (задачи об инвестициях, об оптимальном портфеле). Модели управления материальными потоками (многоэтапная транспортная задача, задача управления запасами материальных ресурсов). Модели технологической подготовки производства (задача о раскрое, о смесях).
Тема 2. Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Понятие экономико-статистической модели, методика ее построения. Основные инструменты MS Excel для анализа экономических данных. Структура временных рядов экономических показателей. Требования, предъявляемые к исходной информации при моделировании. Понятие корреляционного анализа, его применение для решения экономических задач. Понятие регрессионного анализа, его применение для решения экономических задач.

Продолжение таблицы 1

Наименование темы Теоретические вопросы темы
2.6 2.7 2.8 Временной ряд, тренд, трендовая модель прогнозирования экономических процессов. Получение трендовой модели средствами MS Excel. Методы прогнозирования экономических показателей средствами MS Excel. Оценка качества моделей прогнозирования. Проверка адекватности и оценка точности.
Тема 3. Модели оптимального управления товарными запасами
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 Модели УЗ: основные понятия, сущность, предмет изучения, задачи. Модели УЗ: характеристики, критерий оптимальности, область применения, методы их решения. Экономико-математическая постановка задач по управлению товарными запасами. Типы однономенклатурных моделей управления товарными запасами. Типы многономенклатурных модели управления товарными запасами. Классическая задача управления товарными запасами: сущность, показатели, методы решения. Модель УЗ с конечной интенсивностью поступления заказа: сущность, показатели, методы решения. Модель УЗ с учетом неудовлетворенных требований: сущность, показатели, методы решения. Модель УЗ с потерей неудовлетворенных требований: сущность, показатели, методы решения. Модель УЗ с определением точки заказа: сущность, показатели, методы решения. Раздельная оптимизация в модели управления многономенклатурными запасами. Полное совмещение заказов в модели управления многономенклатурными запасами.
Тема 4. Модели систем массового обслуживания в экономической сфере
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 Теория массового обслуживания: цель, предмет изучения, основные понятия, область применения. СМО: сущность, основные элементы. Основные характеристики эффективности функционирования СМО. Классификация СМО: основные типы. Экономико-математическая постановка задач СМО. Одноканальная СМО с ожиданием и ограниченной длиной очереди: сущность, характеристики функционирования. Одноканальная СМО с ожиданием и неограниченной длиной очереди: сущность, характеристики функционирования. Многоканальная СМО с отказами: сущность, характеристики функционирования. Многоканальная СМО с ожиданием и ограниченной длиной очереди: сущность, характеристики функционирования.

Продолжение таблицы 1

Наименование темы Теоретические вопросы темы
4.10 Многоканальная СМО с ожиданием и неограниченной длиной очереди: сущность, характеристики функционирования.
Тема 5. Методы и модели сетевого планирования и управления
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 Модели СПУ: основные понятия, назначение, область применения, преимущества и недостатки. Основные элементы систем СПУ. Управление процессом реализации программы с использованием сетевой модели. Сетевая модель: основные понятия, графическое представление, основные элементы. Основные принципы и правила построения сетевых графиков. Основные параметры сетевых моделей и методы их расчета. Постановка задачи для решения методами СПУ, ее типы. Оптимизация сетевой модели по времени. Оптимизация сетевой модели по стоимости. Оптимизация сетевой модели по ресурсам.
Тема 6. Экономико-математические методы и модели теории игр
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 Теория игр: задачи, предмет изучения, область применения. Основные понятия и определения теории игр. Матричные игры с нулевой суммой. Решение матричных игр в чистых стратегиях. Решение матричных игр в смешанных стратегиях. Решение статистических игр по различным критериям. Модели и методы принятия решений в условиях определенности. Игровые модели в условиях риска. Игровые модели и методы принятия решений в условиях неопределенности.
Тема 7. Модели межотраслевого баланса
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 Особенности балансовых моделей и области их применения. Общие понятия балансового метода. Принципиальная схема межотраслевого баланса. Экономико-математическая модель межотраслевого баланса (модель Леонтьева). Определение объемов валовой и конечной продукции по модели Леонтьева. Матрица коэффициентов прямых материальных затрат, методы расчета. Матрица коэффициентов полных материальных затрат, способы ее определения.

Продолжение таблицы 1

Наименование темы Теоретические вопросы темы
Тема 8. Теоретические основы экономико-математического моделирования
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 Объект и предмет исследования курса «Экономико-математические методы и модели». Сущность, основные понятия и этапы моделирования. ЭММ: основные понятия и определения, содержание. Общая классификация ЭММ. Основные экономико-математические методы для решения экономических задач. Формы представле­ния ЭММ, принципы построения и записи моделей. Основные этапы решения экономических задач с применением экономико-математических методов. Программное обеспечение экономико-математического моделирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: