Теоретическое задание заключается в следующем:
1) составить не менее 40 структурно-логических схем по предлагаемым вопросам теоретического курса (см. таблицу 1).Структурно-логические схемы следует составить по всем темам теоретического курса, например, по 5 структурно-логических схем для каждой из восьми предложенных тем;
2) составить пять тестов с четырьмя вариантами ответов к каждому по любым темам теоретического курса (см. таблицу 1).
Структурно-логические схемы связывают ключевые слова в алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития материалов учебника по тому или иному вопросу.
Ключевые слова – это слова текста, обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие предмет, его признак, состояние или действие.
Технология составления структурно-логических схем предполагает следующие этапы:
1) внимательно прочесть первый раз материалы учебников, раскрывающие заданный вопрос;
2) осмыслить полученную информацию, разобраться в незнакомых терминах, определениях, осмыслить логику ответа на вопрос в целом;
3) прочитать материал второй раз, пометить ключевые слова, увязать их в логическую цепочку и записать в виде структурно-логической схемы.
Например, на вопрос 2.8 «Оценка качества моделей прогнозирования. Проверка адекватности и оценка точности» может быть составлена такая структурно-логическая схема: теснота, коэффициент корреляции; качество, подбор; коэффициент детерминации, частный, множественный; стандартная ошибка, дисперсия, значимость, t-распределение» [2, с. 20-23].
После каждой схемы дается ссылка на литературу (№ источника по списку используемой литературы и страницы). Смысловой ряд из ключевых слов по вопросу должен содержать не менее 7 и не более 20 слов. Последовательность изложения слов в ряду должна строго отражать логику и последовательность раскрытия вопроса, а не быть набором слов на заданную тему.
Форма представления вопросов и ответов теста предполагает четко сформулированный вопрос, после которого идут четыре варианта ответа. Из этих ответов верен (или не верен, если тест обратный) только один, который при тестировании и предполагается указать. Неправильные ответы составляются по принципам:
1) похожи на правильные, но содержат неверный тезис;
2) неверны, но содержат информацию, помогающую найти верный ответ к данному вопросу;
3) неверны только в контексте вопроса, но содержат информацию, используемую в ответах к другим вопросам по данному предмету;
4) неверны только в контексте предмета, но содержат информацию, используемую при тестировании по другим дисциплинам;
5) заведомо неверные факты, формулировки и др.
Например, тест для вопроса 5.4 «Сетевая модель: основные понятия, графическое представление, основные элементы» может быть таким:
Графическое изображение плана выполнения комплекса работ, внешне напоминающее сеть, состоящую из работ и событий – это определение:
1) сетевого графика;
2) сетевой модели;
3) графа;
4) критического пути [1, с. 35].
Неверный или верный ответ следует подчеркнуть!
Для теоретической подготовки по курсу и выполнения теоретического задания контрольной работы можно обратиться к источникам, приведенным в данных методических указаниях в списке рекомендуемой литературы.
Таблица 1 – Перечень вопросов по темам для выполнения теоретического задания
Наименование темы | Теоретические вопросы темы |
Тема 1. Система экономико-математических моделей оптимального планирования и управления | |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 | Понятие оптимизационных задач и оптимизационных моделей. Понятие критерия оптимальности, его математическое представление. Методика построения оптимизационной модели. Общая классификация задач оптимального программирования и методов их решения. Модель общей задачи линейного программирования: типы, область применения, экономико-математическая постановка, методы решения. Модель транспортной задачи ЛП: область применения, экономико-математическая постановка, методы решения, модификации. Модель распределительной задачи ЛП: сущность, область применения, экономико-математическая постановка, методы решения. Модель ассортиментной задачи ЛП: сущность, область применения, экономико-математическая постановка, методы решения. Понятие двойственной задачи ЛП,их использования в экономических задачах. Модели оптимизации в торговле. Постановка и экономико-математическая модель задачи о назначениях. Модели оптимизации в инвестиционном анализе (задачи об инвестициях, об оптимальном портфеле). Модели управления материальными потоками (многоэтапная транспортная задача, задача управления запасами материальных ресурсов). Модели технологической подготовки производства (задача о раскрое, о смесях). |
Тема 2. Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование | |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Понятие экономико-статистической модели, методика ее построения. Основные инструменты MS Excel для анализа экономических данных. Структура временных рядов экономических показателей. Требования, предъявляемые к исходной информации при моделировании. Понятие корреляционного анализа, его применение для решения экономических задач. Понятие регрессионного анализа, его применение для решения экономических задач. |
Продолжение таблицы 1
Наименование темы | Теоретические вопросы темы |
2.6 2.7 2.8 | Временной ряд, тренд, трендовая модель прогнозирования экономических процессов. Получение трендовой модели средствами MS Excel. Методы прогнозирования экономических показателей средствами MS Excel. Оценка качества моделей прогнозирования. Проверка адекватности и оценка точности. |
Тема 3. Модели оптимального управления товарными запасами | |
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 | Модели УЗ: основные понятия, сущность, предмет изучения, задачи. Модели УЗ: характеристики, критерий оптимальности, область применения, методы их решения. Экономико-математическая постановка задач по управлению товарными запасами. Типы однономенклатурных моделей управления товарными запасами. Типы многономенклатурных модели управления товарными запасами. Классическая задача управления товарными запасами: сущность, показатели, методы решения. Модель УЗ с конечной интенсивностью поступления заказа: сущность, показатели, методы решения. Модель УЗ с учетом неудовлетворенных требований: сущность, показатели, методы решения. Модель УЗ с потерей неудовлетворенных требований: сущность, показатели, методы решения. Модель УЗ с определением точки заказа: сущность, показатели, методы решения. Раздельная оптимизация в модели управления многономенклатурными запасами. Полное совмещение заказов в модели управления многономенклатурными запасами. |
Тема 4. Модели систем массового обслуживания в экономической сфере | |
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 | Теория массового обслуживания: цель, предмет изучения, основные понятия, область применения. СМО: сущность, основные элементы. Основные характеристики эффективности функционирования СМО. Классификация СМО: основные типы. Экономико-математическая постановка задач СМО. Одноканальная СМО с ожиданием и ограниченной длиной очереди: сущность, характеристики функционирования. Одноканальная СМО с ожиданием и неограниченной длиной очереди: сущность, характеристики функционирования. Многоканальная СМО с отказами: сущность, характеристики функционирования. Многоканальная СМО с ожиданием и ограниченной длиной очереди: сущность, характеристики функционирования. |
Продолжение таблицы 1
Наименование темы | Теоретические вопросы темы |
4.10 | Многоканальная СМО с ожиданием и неограниченной длиной очереди: сущность, характеристики функционирования. |
Тема 5. Методы и модели сетевого планирования и управления | |
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 | Модели СПУ: основные понятия, назначение, область применения, преимущества и недостатки. Основные элементы систем СПУ. Управление процессом реализации программы с использованием сетевой модели. Сетевая модель: основные понятия, графическое представление, основные элементы. Основные принципы и правила построения сетевых графиков. Основные параметры сетевых моделей и методы их расчета. Постановка задачи для решения методами СПУ, ее типы. Оптимизация сетевой модели по времени. Оптимизация сетевой модели по стоимости. Оптимизация сетевой модели по ресурсам. |
Тема 6. Экономико-математические методы и модели теории игр | |
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 | Теория игр: задачи, предмет изучения, область применения. Основные понятия и определения теории игр. Матричные игры с нулевой суммой. Решение матричных игр в чистых стратегиях. Решение матричных игр в смешанных стратегиях. Решение статистических игр по различным критериям. Модели и методы принятия решений в условиях определенности. Игровые модели в условиях риска. Игровые модели и методы принятия решений в условиях неопределенности. |
Тема 7. Модели межотраслевого баланса | |
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 | Особенности балансовых моделей и области их применения. Общие понятия балансового метода. Принципиальная схема межотраслевого баланса. Экономико-математическая модель межотраслевого баланса (модель Леонтьева). Определение объемов валовой и конечной продукции по модели Леонтьева. Матрица коэффициентов прямых материальных затрат, методы расчета. Матрица коэффициентов полных материальных затрат, способы ее определения. |
Продолжение таблицы 1
Наименование темы | Теоретические вопросы темы |
Тема 8. Теоретические основы экономико-математического моделирования | |
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 | Объект и предмет исследования курса «Экономико-математические методы и модели». Сущность, основные понятия и этапы моделирования. ЭММ: основные понятия и определения, содержание. Общая классификация ЭММ. Основные экономико-математические методы для решения экономических задач. Формы представления ЭММ, принципы построения и записи моделей. Основные этапы решения экономических задач с применением экономико-математических методов. Программное обеспечение экономико-математического моделирования. |