Между идеальными моделями совершенной конкуренции и монополии находится целый спектр рыночных структур, среди которых наибольший интерес представляют монополистическая конкуренция и олигополия. На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов; существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон (убывают). Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.
Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Тем не менее цена превышает предельные издержки и минимально возможные в долгосрочном плане средние издержки. Это значит, что монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями. На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен. Главная черта такой рыночной структуры состоит в существовании олиго-полистической взаимосвязи. Каждая фирма, оперирующая в условиях олигополии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.
|
|
Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. Ценовые войны на рынках олигополии могут приводить к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, фирмы могут договориться о создании картеля в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.
В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Общей теории олигополии не существует.