Практическое знакомство с понятием

«начальная форма слова»

Упражняться в постановке вопросов, изменении слов по вопросам, прослеживать и прямую (вопрос — слово), и обрати (слово — вопрос) взаимосвязь дети будут до начала изучения частей речи по программе. В ходе этой работы целесообразно начать знакомство с понятием «начальная форма слова», что явится подготовкой к пониманию определений частей речи, в которых указываются лишь вопросы начальной формы.

Выполняя упражнения в словоизменении, ученики наблюдают все многообразие грамматических вопросов в рамках каждого магического класса — падежных у имен существительных и прилагательных, личных, временных и видовых у глаголов. Периодически учитель просит их изменить названное слово, стоящее в косвенной форме, так, чтобы оно отвечало на вопрос начальной (к т о? ч т о? к а к о й? ч т о д е л а т ь?). Когда школьники научатся делать это безошибочно, он свяжет слова, отвечающие на эти вопросы, с понятием «начальная форма слова»:

_ Мы изменили слою ромашкой. Теперь оно отвечает на вопрос ч т о? — ромашка. Мы поставили слово ромашкой в начальную форму.

Таким образом, задолго до изучения склонения и спряжения в процессе практических действий для каждого грамматического класса слов (предметы, действия, признаки) формируются ассо­циативные связи «вопрос — форма слова — термин "начальная форма"». Следует всегда помнить, что опосредованное запомина­ние и усвоение у младших школьников нередко бывает прочнее, чем непосредственное, целенаправленное. Когда по тематическо­му планированию настанет время изучения склонения и спряже­ния, учитель уделит специальное время на обобщение уже имею­щихся умений и усвоение формального понятия «начальная фор­ма имени существительного (прилагательного, глагола)».

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Послушайте словосочетания. Какие слова нужно изменить так, что­бы они отвечал» на вопросы к т о? ч т о?

Синюю чашку. Кивнул головой.

2. Послушайте (прочитайте) предложения.

Щенок поднял толстую лапу.

Синица подлетела к окну и уселась на подоконнике.

Найдите слова, которые называют предметы. Какие из них стоят в начальной форме (отвечают на вопросы к т о? ч т о?), а какие нужно поставить в начальную форму (изменить так, чтобы они отвечали на вопросы к т о? ч т о?)

Изучение частей речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: