Знакомство с термином «глагол»

На предыдущих этапах, наблюдая слова с явно выраженным значением движения и ставя к ним вопросы, ученики усваивали понятие «глагол» на чувственном уровне. Переход на осмысление формальных признаков понятия происходит так же, как это было ранее с именем существительным, — через формирование обратной связи: если слово отвечает на вопрос ч т о д е л а е т?, то оно обозначает действие предмета. На уроке рассматриваются слова, обозначающие полностью скрытые или скрытые в некоторой сте­пени действия, — сначала типа обедает, пишет, рисует (т. е. субъект выполняет видимое действие, оставаясь при этом на одном мес­те) затем спит, думает, смотрит, грустит и т.п.

Для того чтобы облегчить детям осознание таких «неподвиж­ных» действий, целесообразно сравнивать их названия со слова­ми-предметами вещного значения типа доска, чашка, например: чашка — грустят. Понимая, что слово чашка уж точно обозначает предмет, ученики методом исключения приходят к выводу, что слово грустят относится к словам-действиям. А отнеся его к сло­вам-действиям, надо подтвердить это формальным признаком — вопросом.

Целесообразно вводить в работу небольшие предложения из двух-трех слов: Мальчик думает; Дедушка скоро уснул. При выделе­нии того или иного слова, постановке к нему вопроса и т. п. учи­тель первое время требует от учеников ответа только одним сло­вом. Например: «Повторите слово-действие, поставьте к нему воп­рос». От учеников требуется такой ответ: «Уснул. — Ч т о с д е ­л а л? — Уснул». Нельзя принимать ответы: «Дедушка уснул; Дедуш­ка ч т о с д е л а л? — Уснул». Это важно для того, чтобы дети при­выкали произвольно оперировать словами, а не образами, заклю­ченными в сочетаниях слов.

Как только ученики после наблюдений и упражнений сделают означенный выше вывод, учитель сообщает им, что эти слова на­зываются глаголами. Термин «глагол» вводится в учебный лексикон аналогично термину «имя существительное», т.е. постепенно, если определение имени существительного ученикам предложил учитель или они прочли его в учебнике, то определение глагола дети могут сделать самостоятельно. Для примера рассмотрим фрагмент урока (на котором дети впервые познакомились с термином глагол) или фрагмент, следующий непосредственно за ним.

-Послушайте (прочитайте) предложения. Раздался громкий стук; Ванятка оглянулся и увидел дымок. Найдите и выпишите слова-действия (глаголы). Рядом в скобках напишите вопросы.

Дети выполняют задание парами или малыми группами.

Если учитель дает предложения устно, то работа npoисходит следующим образом. Предъявляется первое предложение, ученики обсуждают его между собой, находят глагол. Затем представитель каждой пары (группы) называет выделенное слово и нему вопрос. Убедившись, что глагол найден верно, дети за записывают его в тетрадь вместе с соответствующим вопросом. при необходимости уточняет правописание этого слова.

Если работа ведется с карточками, на которых каждое предложение написано с новой строки, то ученики совместными находят глаголы сразу в обоих предложениях, ставят к ним вопросы, после чего переписывают в тетради выделенные слова

— Вы написали глаголы, поставили к ним вопросы. Давайте попробуем дать определение глаголу, сказать, какие слова можно называть глаголами. Нам поможет определение имени существительного. Вспомните его.

Для того чтобы детям было легче работать, можно открыть учеб­ник на той странице, где дано определение имени существитель­ного. Заменяя в его тексте признаки существительного признака­ми глагола, ученики выполнят задание, например:

Глаголы

Имена существительные — это слова, которые называют

действие предметов ч т о д е л а ю т? ч т о с д е л а ю т?

предметы и отвечают на вопросы к т о? ч т о? и др.

После такой «самостоятельной» формулировки, ученики от­крывают соответствующую страницу учебника и проверяют, на­сколько они были правы. Аналогично, когда подойдет время, мож­но будет построить определение имени прилагательного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: