Грамматические вопросы

Что такое вопрос, дети узнают очень рано, уже в младенчес­ком возрасте, когда мама показывает малышу на предмет и спра­шивает: «Это что?» — или говорит: «Покажи, где у Машеньки глазки?» По мере речевого развития у ребенка закрепляется впол­не определенное понимание вопроса как средства для узнавания нового и неизвестного. Ребенок задает вопросы, когда ему нужно о чем-то узнать, а слыша их, обращенными к себе, понимает, что спрашивающий о чем-то не знает, но хочет узнать.

В школе на уроках грамматики ему открывается новая сторона вопроса: он уже знал, что лошадь скачет, а учитель предлагает ему спросить: что делает лошадь? Зачем спрашивать, если уже известно, что она скачет? Возникает недоумение, непонимание того, что хочет от него учитель, и ребенок, согласно своим пред­ставлениям о вопросе, вместо лошадь — к т о? спрашивает: ло­шадь— к а к а я? или скачет — к у д а? Создается конфликт между требованиями учителя и возможностями ученика: учитель имеет в виду один вид опроса, а ребенок использует другой.

Приступая к обучению детей, учитель должен хорошо пони-Мать, что вопросы бывают разные по своей природе: смысловые, грамматические и синтаксические.

Смысловые вопросы ставятся тогда, когда человек хочет полу­чить о чем-либо дополнительную информацию (У тебя какой карандаш?Красный). Они всегда предшествуют ответу.

Грамматический вопрос помогает уточнить принадлежность к определенному грамматическому классу. Как правило, этот вопрос следует за уточняемым словом и требует его повторения вопроса (карандаш — что? — карандаш).

Синтаксический вопрос ставится от одного слова к другому с целью уточнить содержание их смысловой связи. Чтобы поставить синтаксический вопрос, необходимо в предложении найти слово, по смыслу связанное с данным, т.е. выделить словосочетание (мелкий дождик: дождик к а к о й? — мелкий. Слово мелкий определяет характер дождика, это — определение; по краю обрыва: по краю ч е г о? — обрыва. Слово обрыва дополняет сведения о действия, это — дополнение).

Наибольшую трудность у младших школьников вызывают грамматические вопросы, поскольку они, во-первых, нарушают привычную функцию вопроса — требование новой информации, во -вторых, сопровождаются непривычной для ребенка формулировкой задания: «Поставьте вопрос к слову». Слово поставьте имеет для детей вполне определенный смысл — один предмет поместить на другой. Услышав такое задание, не все дети понимают, как можно поставить вопрос и куда его надо поставить. Существует и другая формулировка: «На какой вопрос отвечает слово?» В практике детей на вопросы всегда отвечали люди, а не слова, и делали это достаточно распространенно, например: Я вижу кукушку. - Г д е? — Вон там, на березе. Машка, к вам пришли — К т о? — Да какой-то дядька, а с ним две тетеньки. В устной речи смысловой вопрос часто не совпадает с грамматическим классом слона-отве­та. Так, на вопрос к а к о й? может последовать ответ именем су­ществительным, например: А мне мама подарок подарила! К а ­к о й? — Куклу.

Таким образом, мы видим, что речевой опыт в данном случае не помогает, а, скорее, мешает ребенку усваивать формальные знания, создает ненужное напряжение на уроке. Значит, учитель должен в технологическую цепочку обучения включить звено, создающее у детей новый взгляд на вопрос, понимание его но­вой — грамматической — роли. Делать это надо уже в I классе, в процессе знакомства со словами, называющими предметы, дей­ствия и признаки предметов.

Другая задача учителя — помочь детям осознать обобщенный характер вопросов, которые обычно бывают представлены воп­ределениях частей речи. Так, имена прилагательные отвечают не только на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?, но и вопросы косвенных падежей: к а к о г о? к а к у ю? к а к и м? и др. Чтобы определение было до конца осмыслено учениками, они должны понимать, что обозначенные в определении вопросы вклю­чают в себя все варианты, а для этого дети должны иметь пред­ставление о начальной форме слова и уметь поставить любое сло­во-признак в эту форму. Если дети этого еще не знают, то в определении должны быть перечислены все вопросы, присущие име­ни прилагательному.

Вникать в смысл обеих формулировок нужно по очереди. Сначала рассматривается формулировка «слово отвечает на вопрос», потому что она более близка смысловому варианту: здесь вопрос предшествует ответу, ответ имеет слабый оттенок добавочной информации.

Знакомство с формулировкой «слово отвечает на вопрос». Уже при выполнении упражнений на классификацию слов учитель время от времени дает детям задания такого типа:

- Послушайте предложение, повторите его про себя: Малиновка ловит мелких мошек. Ответьте на вопрос одним словом. Ч т о д е л а е т? (Ловит.)

Или:

_ Какое слово отвечает на вопрос что делает? (Ловит.)

-- А какое слово отвечает на вопрос кого? (Мошек.)

В какой-то момент работы учитель обращает внимание учени­ков на тот факт, что каждое слово в предложении или в словосо­четании отвечает на свой отдельный вопрос, и с этого момента формулировка «какое слово отвечает на вопрос...» становится по­стоянной.

— Послушайте предложение, повторите его про себя: Клубы дыма вырастают и плывут над белыми крышами. Сколько слов отвечают на воп­рос ч т о д е л а ю т? (Два: вырастают, плывут.). Как выдумаете, можно ли к ним добавить слово и? (Нельзя, потому что слово и не отвечает на вопрос ч т о д е л а ю т?)

Подобные упражнения приучают детей к мысли о том, что в ответ на вопрос можно называть уже известный факт, и являются первым шагом к пониманию грамматической роли вопроса.

В процессе работы учитель неизбежно сталкивается с необхо­димостью ставить к именам существительным два типа вопросов к т о? к о г о? к о м у? или ч т о? ч е г о? ч е м у? На данном этапе не стоит заострять на этом внимание, поскольку вопросы задает учитель, а дети на них только отвечают. Но оба типа вопросов опосредованно откладываются в детской памяти.

Для закрепления этой темы можно проводить следующие уп­ражнения.

1. Послушайте предложение, запомните его и повторите про себя: Закатилось ясное солнышко,

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них одним словом из предложения. К а к о е?.,. Ч т о?... Ч т о с д е л а л о?...

2. Ответьте на вопрос одним словом.

Учитель говорит, что сейчас дети будут составлять предложение и задает первый вопрос кто? Далее он проводит составле­ние предложения по синтаксическим вопросам так, как описано § 2 главы VI.

4. Рассмотрите картинку. Отвечайте на вопрос по ее содержанию только словом.

Показав детям картинку, на которой изображен уголок леса с разными зверями и птицами, учитель задает вопросы: ч т о д е л а е т? (сидит, бежит, крутит, летит и пр.); ч т о? (куст, деревья, листья, пенек и пр.); кто? (заяц, сорока и пр.); к а к а я? к а- к о й? и т.д.

Для более слабых учеников следует ставить синтаксически вопросы: сорока ч т о д е л а е т? п енек к а к о й?, но требовать, чтобы ответ представлял собой одно слово.

Знакомство с формулировкой «поставить вопрос к слову». Онаболее сложна для детского понимания, поскольку в ней присутствует слово с переносным значением поставить и само действие, требует нескольких формальных операций: воспринять слово,определить его грамматическое значение (предметность, действия или признак), подобрать вопрос и соотнести его с формой слова, ответить на поставленный вопрос, чтобы проверить его правильность. Первые две операции формируются на предыдущих этапах (см. технологический план). Успешность третьей во многом зависит от уровня речевого развития ребенка.

Когда в сознании детей утвердится формулировка «слово отве­чает на вопрос» (как правило, на это не уходит много времени) учитель представляет им это явление несколько иначе, когда сло­во предшествует вопросу. Сначала ученики называют слово, затем подбирают вопрос, на который оно отвечает, и задают его, т.е. «ставят» его к слову.

Это умение закрепляется в следующих упражнениях.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Прочитайте слова. Поставьте к ним вопросы.

На доске написано несколько слов, например: барсук, глад­кая, поднимает, хмурый. На столе лежат таблички с вопроса к т о? к а к о й? к а к а я? ч т о д е л а е т?

Учитель «предлагает поместить таблички с вопросами под или над соответствующими словами, после чего еще раз поясняет вы­ражение «поставить вопрос к слову».

2. Послушайте (прочитайте) два слова. Подумайте: они отвечают):, один и тот же вопрос или на разные? (Белая бумага.)

После того как дети скажут, что слова отвечают на разные воп­росы — к а к а я? и ч т о?, — учитель уточняет:

— К какому слову поставим вопрос ч т о? (К слову бумага.) А к како­му слову нужно поставить вопрос к а к а я? (Белая.)

Учитель записывает вопросы на доске над словами и проводит от вопросов к словам стрелку, что иллюстрирует выражение «поставить вопрос».

3. Послушайте (прочитайте) словосочетания. К некоторым слова в этих словосочетаниях можно поставить вопрос что делают? Найдите их и выпишите.

Длинный коридор, пихнул в бок, прячет блокнот, набухают почки.

Это упражнение позволяет сравнить смысл выражений «поставить вопрос к слову» и «слово отвечает на вопрос» и увидеть, что слова отвечают не на любой поставленный к ним вопрос, что его необходимо соотносить не только с грамматическим классом, но и с формой слова.

4. Послушайте (прочитайте) предложения. Найдите слова, которые называют признак. На какой вопрос они отвечают? Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос к а к и х? (к а к у ю? и т.п.).

При выполнении упражнений, особенно тех, которые содер­жат достаточно объемное задание, учитель показывает детям, как составлять план и условную запись предстоящей деятельности. Рас­смотрим, как это делается на примере данного упражнения.

Задание предполагает предъявление материала либо в пись­менном виде (прочитайте), либо в устном (послушайте). План со­ставляется в зависимости от способа предъявления материала: при устном — по варианту а), при письменном — по варианту б).

После завершения работы ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.

На землю падали снежные хлопья. Прохладная вода освежила лицо.

Упражнения такого типа учат детей изменять форму одиночно­го слова. Любой ученик I и II классов легко и свободно поставит слово в нужную форму в составе предложения или словосочетания (взмахнул ложкой, уронил ложку), за исключением тех случаев, когда его речевой опыт не может подсказать правильную форму. А вот изменять слово вне контекста (ложку, ложкой, ложке) ему не так легко. Вместе с тем решение очень многих грамматических и ор­фографических задач требует именно такой операции — произволь­ного изменения единичных слов, в частности определения их окон­чаний. Не умея менять форму слова в соответствии с поставленным вопросом, дети начинают называть окончанием любые буквы в

Устный план (с комментариями) Запись условными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: