Дифференциация и интеграция научного знания

Дифференциация означает разделение, расчленение целого на части, формы.

Интеграция – сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Представления о науке как самостоятельной и наиболее ценной форме постижения мира и человечества складывается в эпоху Нового времени.

Научное знание начинает дифференцироваться - появляются отдельные науки со своим предметом и методом исследования.

за математикой оформляется научное естествознание. Бурное развитее промышленности было связано с появлением технических наук. Во второй половине 19 века происходит становление социального и гуманитарного научного знания.

Два обстоятельства:

1) глубокие общественные изменения, вызвавшие потребность в лучшем понимании социальных процессов и возможном управлении ими;

2) очевидный прогресс естествознания.

гуманитарные науки, «науки о духе».

Дифференциация: новые отрасли научного знания. Многие из них возникли на стыке традиционных областей наук (физическая химия, математическая лингвистика, социальная психология, геофизика).

Дифференциация наук позволяла добывать более глубокие знания об изучаемых объектах, выявлять ранее скрытые стороны и отношения.

Интеграция позволяет объединить разрозненные компоненты в единую картину. Недостаток ощущался в изучении человечества как целостной системы.

Интеграции препятствует: 1)дефицит объединяющих научных идей;

2) бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин.

Научные революции

Постоянный сбор сведений и уточнение уже познанного, картина мира не изменяется в своих основах, а лишь охватывает все новые сферы действительности, истоки же добываемых наукой знаний всегда можно найти в прошлом;

Т.Кун о развитие науки через научные революции.

1) Нормальный период развития науки. Существующие научные теории позволяют успешно решать возникающие проблемы.

Постепенно накапливаются опыты, не поддающиеся объяснениям в рамках этих теорий.

2) Этап кризиса. Выдвигаются смелые гипотезы, происходят научные открытия, предлагаются новые способы решения научных проблем. В результате формируются новые теории (это означает, что произошла научная революция).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: