П О Д А Ч А Б Р О С А Т Е Л Ь Н О Г О К О Н Ц А (Л Ё Г О С Т И)

Любой корабль, надводный или подводный, швартуется к берегу или к другому кораблю при помощи специальных устройств и крепится канатами, которые могут быть весьма большими в диаметре (20 – 50 мм.), следовательно, очень тяжёлыми. Современные канаты изготавливают из натуральных и искусственных материалов; они могут быть и стальными.

Приложи линейку к своей руке! Представь, каковы корабельные швартовые канаты! Как ты думаешь, можно ли с качающегося на волнах корабля бросить хотя бы 10 – 15 метров такой штуки?!

Поэтому моряки аккуратно раскладывают на палубе канаты, которыми корабль будет связан с берегом или другим кораблём. На каждый швартов положено готовить 2 – 3 выброски. А к концу, вплетённому в себя, и образовавшему таким образом петлю – огон, привязывают одним из надёжных узлов (например, выбленочным или калмыцким) более тонкую и лёгкую верёвку – линь. Другим концом линь крепится к небольшому, мягкому утяжелителю, который моряки, видимо, в шутку, назвали лёгостью. Так же они называют и спортивный снаряд морской полосы препятствий, который имитирует ящик с артиллерийскими боеприпасами. С ним надо пробежать несколько метров. И очень аккуратно (снаряды же!) поставить на палубу (или землю). После этого, пожалуй, станет легко! В гражданском флоте моряки иногда называют лёгость колотушкой.

Лёгость для швартовки представляет собой оплетенный парусиновый мешочек с песком. К хорошо завязанному, или зашитому (чтобы не высыпался песок) мешочку узлами (например, бочечным узлом) привязывается петля-ушко. Затем мешочек с песком оплетается. Петля-ушко выходит из-под оплётки. К этому «ушку» и крепится линь, соединяющий лёгость со швартовым канатом. Вместе линь и лёгость ещё называют выброской, или бросательным концом. Обычно современную лёгость делают не тяжелее 600 граммов. Её стандартный вес 450 – 600 граммов. На соревнованиях организаторы могут предлагать снаряд иного веса, например, 300 граммов. Сто лет назад моряки отечественного флота использовали лёгость больших размеров и весом до 1600 граммов. Чаще всего она имеет форму маленькой дыни (эллипсоида вращения), но бывает и в форме шара. Снаряд должен быть обтекаемым.

Моряки специально тренируются подавать бросательный конец как можно дальше и точнее. Ведь можно бросить иной раз и достаточно далеко, но не попасть, например, на корму корабля, к которому собираются швартоваться. Тогда лёгость с линем упадут в воду. Придётся повторить попытку. А это – потеря времени и угроза безопасности корабля! Мало того, выброска станет мокрой, потяжелевшей. Поэтому моряки так ценят хороших специалистов из швартовных команд, которые обходятся одним метким, точным броском. Некоторые из них отрабатывают свои «фирменные» способы бросания.

Швартовщики обычно бросают лёгость на 25 – 40 метров. Случаются и выдающиеся результаты, которые на флоте становятся легендарными. На всякий случай выброски имеют длину около 50 метров. Надо брать поправку и на ветер (то есть учитывать снос бросательного конца ветром).

Теперь поговорим о способах бросания. Прежде всего, не забудь надеть перчатки. Чтобы не обжечь кожу бросающей руки.

Кто-то вращает лёгость над головой несколько раз и отправляет её в полёт. Кто-то сам вращается вокруг своей оси, как дискобол. Но это – экзотические, редкие способы бросания лёгости, которые не могут гарантировать сколько-нибудь надёжный результат. Они могут привлечь к себе внимание разве что необычностью. Хотя, как известно, могут дать и прекрасный результат. На соревнованиях такими способами метать лёгость запрещено. Не используют на флоте способ бросания «как гранату». В связи с его неудобством, малой эффективностью и… нетрадиционностью для «хорошей морской практики».

Самыми распространёнными являются следующие способы подачи выброски. Первый способ – снизу. Им, как правило, пользуются подводники. Потому что на палубе подводной лодки обычно отсутствует ограждающий леер. И не очень много места. Не разбежишься. Этим способом выброску подавать легко, просто, надёжно. Она летит достаточно далеко и очень точно. Правда, этим способом пользуются также и специалисты швартовных партий надводных кораблей. Они могут сделать небольшой разбег, который позволит лёгости набрать инерцию. Снаряд не заденет леерное ограждение, а рука оказывается над ограждением за пределами палубы. Оптимальный угол броска 45 градусов; швартовщик стремится попасть в интервал 30 – 60 градусов. Но чаще на надводных кораблях используют другой способ: выброску подают через сторону над ограждением палубы.

Итак, опишем его подробнее. Швартовый канат раскладывается на палубе. К огону крепится линь выброски. Выброска частично также может быть разложена на палубе, но большая её часть, обычно, находится в руках – в подающей (бросающей) и в помогающей (держащей).

Нужно правильно подобрать длину линя между лёгостью и кистью бросающей руки. Оптимальный вариант: рука со снарядом опущена вниз, лёгость своим нижним краем почти касается палубы. Некоторые дают больше слабины, некоторые делают рычаг короче.

Итак, длина выбрана. Линь зажимается двумя пальцами – указательным и большим. На три других пальца укладываются от трёх до семи колец, длина которых равна длине вытянутых в стороны рук. Некоторые люди укладывают бросательный конец не кольцами, а «змейками». Они придерживаются средним пальцем руки.

На безымянный палец и мизинец укладывается ещё несколько (3 – 7) колец (или «змеек») линя. Они перехватываются другой (помогающей) рукой. Наличие колец в обеих руках – обязательное условие соревнований по бросанию лёгости на точность и дальность. Соревнования подчиняются правилам, которые принимают все участники состязаний.

Бросающий становится боком к леерному ограждению. Кисть помогающей руки раскрыта, чтобы не тормозить, не держать выброску. Нужно сделать один – два (не больше) замаха в плоскости, параллельной плоскости леерного ограждения палубы, и, развернув корпус и ногу (на носке), одноимённую бросающей руке, выполнить бросок через сторону над леером. Разворот корпуса и ноги усиливает бросок, позволяет бросить лёгость дальше. Это движение корпуса и ноги похоже на движение боксёра. Рука движется снизу-вверх-в сторону. В конечной фазе она направлена к цели броска.

На рисунке: подача бросательного конца (лёгости).

Ещё один способ подать выброску – через верх. В конечной фазе рука движется в вертикальной (или почти вертикальной) плоскости (параллельно плоскости тела).

Выброску на берегу или палубе корабля, к которому осуществляется швартовка, принимают дежурные моряки. За тонкий линь они вытягивают толстый швартовый трос к себе. Со швартующегося корабля этот канат им подают моряки швартовной партии.

Иногда линь выброски привязывают к более толстому концу, а тот, в свою очередь, к швартову. Промежуточный конец между лёгостью и швартовым концом в таком случае называется проводником.

Канат, который предназначен для швартовки корабля, когда его вытащат на берег при помощи выброски, надевается петлёй (огоном) на береговые швартовные устройства – палы (быки), кнехты, битенги. На кораблях и пирсах такие устройства – кнехты, битенги, киповые планки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: