double arrow

Если в слове встречаются удвоенные буквы, следует руки опустить после первой буквы, и снова показать вторую букву без паузы.


Проверь себя: в книге помещена азбука.

Конечно, можно изучить флажный семафор и иначе. Например, «в лоб» - то есть учить все знаки подряд. Это менее продуктивный способ. Он лишает ученика понимания тонкостей дела, большего интереса, увеличивает время обучения.

Есть другой вариант изучения морской семафорной азбуки. Его тоже придумали для более лёгкого (чем «в лоб») обучения сигнальщиков. Этим способом пользовались в советском Военно-морском флоте. Знаки азбуки разделили на три группы. Вначале изучали жесты первой группы. В неё входят наиболее легко запоминающиеся знаки, присвоенные буквам А, Т, У, Ь (Ъ), Н – О, В – Г, Е (Ё, Э) – С, И (Й).

После усвоения знаков первой группы изучают жесты второй группы, «состоящей из знаков, изображаемых двумя руками, ни одна из которых не пересекает положения корпуса тела». Им соответствуют буквы Ж – З, Л – М, П – Р, Ф – Ы, Ц – Ч, Ш – Щ. Чёрточка между буквами означает, что знаки в паре по своему положению похожи друг на друга, «но изображаются руками в противоположном направлении».

Третья группа «состоит из знаков, изображаемых двумя руками, одна из которых пересекает положение корпуса тела, то есть обе руки с флажками находятся по одну сторону корпуса». В этой группе изучают буквы Б – Д, К – Х, Ю – Я.

Обычно флажным семафором передают открытое (незашифрованное) буквенное сообщение. А цифры и знаки препинания, присутствующие в тексте, передают словами по буквам. Например: 314 – три, один, четыре; запятая (или «зпт») и так далее.

Флажным семафором цифры передавать можно. Ими передают «закрытую», то есть зашифрованную информацию. Что бывает редко.

Цифра 1 соответствует положению буквы Н,

2 - буквы В,

3 - буквы Е,

4 - буквы И,

5 - буквы С,

6 - буквы Г,

7 - буквы О,

8 - буквы Р,

9 - буквы П,

О - буквы Т.

Их легко запомнить. Цифры от 1 до 7 показываются "одной рукой" по часовой стрелке, если смотреть на сигнальщика.

Цифры 8, 9, 0 запоминаются по сочетанию букв, которым они соответствуют. На флоте часто используется сочетание РПТ, что означает "репетовать", то есть "повторить". Это такое же устойчивое сочетание, как ЗПТ - запятая, ТЧК - точка, РДО - радиограмма.

8 9 0

Р П Т

Перед передачей цифр можно просемафорить ЦФР, или "ЦИФРЫ", или слово «шифр».

Теперь тебе осталось освоить служебные знаки, а также порядок передачи и приема.

"Знак вызова"- несколько раз взмахами над головой показывают букву «у». Это означает: "Я вызываю на связь".

"Знак ответа"- несколько раз показывают букву «А».

Означает: "Я понял ".

"Знак вопроса"- дважды показав букву «Т», ты как бы ставишь знак вопроса в конце предложения. Он означает, что переданный текст требует ответа. Между двумя «Т» руки сгибаются в локтях, а флажки находятся у груди.

"Знак окончания".Исходное положение: одна рука (любая) поднята вверх, а вторая опущена вниз (как жест, соответствующий букве "И"). Затем руки переводят в противоположное положение: та, что была вверху, опускается; та, что находилась внизу, - поднимается. Знак означает, что текст передан и не требует ответа.

"Знак повторения или ошибки" соответствует двум взмахам обеих рук вверх. Означает: "Прошу повторить", - если знак подает принимающий, и"Я ошибся. Повторяю правильно", - если знак подает передающий.

.

"Знак ожидания (приема)".

Употребляется при необходимости временно прервать передачу или приём семафора (например, для того, чтобы записать принятый текст, если сигнальщик принимает его один). Прерывающий семафорный обмен описывает над головой несколько горизонтальных кругов обеими руками до получения ответа от того, кому передают сигналы.

"Знак раздела":нужно обе руки поднять из нижнего положения вверх (это соответствует знаку букв «Ь», «Ъ») и снова

опустить. Он разделяет слова в предложении и знаки, и подается, как и знак повторения, но только один раз.

"Знак невозможности приема":описывание 3-х кругов прямо перед собой (в вертикальной плоскости) одним или двумя флажками в одной руке.

Принимающий сигнальщик подаёт этот знак передающему тогда, когда приём невозможен (знаки плохо видны или неразборчивы). Переданный в сумерки или в условиях плохой видимости, он означает: "Перейдите на другие средства связи".

"Знаки перемены места"передаются после сигнала невозможности приема. Используются, когда передающий плохо виден

принимающему, и второй просит первого встать так, чтобы его было хорошо видно. Они означают: "Осмотритесь, перемените место, прием затруднен". К знакам перемены места относятся:

"Передвиньтесь влево от меня";

«Передвиньтесь вправо от меня»;

"Поднимитесь выше";

"Опуститесь ниже".

Подаются эти знаки несколькими взмахами в соответствующем направлении.

Тебе осталось узнать правила, покоторым передается и принимается информация. На флоте это делается так:

1. Передающий подает знак вызова, чередуя его с названием (именем) вызываемого объекта (сообщение семафором можно осуществлять не только между кораблями, но и между кораблём и береговым объектом, например, постом наблюдения и связи (постом НиС), между кораблём и разведчиками и так далее).

2. Получив ответный знак, передающий "пишет" (сообщает) первое слово и разделительный знак. На каждое переданное слово нужно получить знак ответа, если слово разобрано (понято), либо знак повторения, если слово не разобрано (не понято). Тогда передающий повторяет его.

Допустив ошибку в слове, передающий показывает знак ошибки и повторяет неверно переданное слово.

3. Если текст передан и не требует ответа, то передающий показывает знак окончания; если требуется ответ, то передается знак вопроса.

На флоте сообщение, переданное семафором, начинается с адреса (кому адресовано) и заканчивается подписью (от кого идет). Подписной номер передают словом "номер" или сочетанием букв HP, за которыми следует четырехзначное число: две первые цифры - часы, две вторые - минуты.

Связь флажным семафором заканчивают передачей знака окончания связи

__

АР (Линия над буквами, образующими сигнал, указывает на то, что эти буквы должны быть переданы слитно, как один знак; так он передается азбукой Морзе

при помощи светосигнального прибора или по радио).

Если принятый семафор непонятен принимающему сигнальщику в целом, то он показывает знак повторенияи сразу после него – знак вопроса. Сигнальщик, передававший сообщение, получив знак повторения со знаком вопроса, должен передать весь текст снова.

Информация может передаваться напрямую от A к Б, если они хорошо видны друг другу.

При невозможности непосредственной связи между А и Б, когда нет взаимной видимости (например, когда туристическая группа растянулась, а адресат за поворотом, препятствием; когда байдарки, лодки, яхты, плоты и т. п. идут в кильватер, то есть друг за другом), информацию передают через В, Г, Д и т. д. для Б, указывая в сообщении: "По линии. Для Б ". В (Г, Д и другие, если они есть) обязан передать текст в том виде, в каком получил его от А, и сообщить ответ, если он требуется.

Подобный способ передачи так и называется «по линии» потому, что связь осуществляется по линии А - В - ... - Б. В ней может находиться несколько звеньев.

Если жеА передает информацию для всех, а не для одного адресата, то А в адресе (в начале передачи) пишет семафором: «по линии» (без указания адресата).

Обычно сигнальщики работают парами. При передаче один читает текст с листа, второй передает его. При приеме один читает (принимает, разбирает) текст и сообщает второму, который делает запись информации. В случае ошибки, записывающий просит передать знак ошибки.

При хороших условиях видимости и несложных сообщениях с работой справится и один человек.

Помимо русской морской семафорной азбуки существует еще и международная (латинская) морская семафорная азбука. Она используется при связи между судами и кораблями разных стран.

Международная семафорная азбука состоит из 28 знаков: 26 из них соответствуют буквам латинского алфавита, а 2 служат для обозначения вызова (сигнал внимания) и окончания передачи. Правила международной семафорной связи отличаются от правил русского морского семафора. Например, передав слово, сигнальщик опускает руки. Это служит знаком раздела. Если слово передано с ошибкой, то следует показать знак, соответствующий букве «Е».

Флажным семафором можно передавать знаки телеграфной азбуки. Точка – обе руки подняты вверх (как мягкий знак). Тире – обе руки вытянуты в стороны (как «Т»). Знак раздела между точками и (или) тире – руки скрещены у живота, флажки опущены вниз. Знак раздела между буквами, группами или словами показывается как буква «А» в русской семафорной азбуке. Сигнал ошибки (повторения) подается как знак ожидания (приема) – над головой обеими руками описываются горизонтальные круги. Связь устанавливают передачей

__ __ __

знака вызова АА АА АА адресату.

На вызов дают знак ответа «Т». Переговоры (передачу) завершают знаком

__

окончания АР.

Ты можешь использовать флотский опыт в полной мере. И если ты знаешь русскую телеграфную азбуку(азбуку Морзе), то можешь передавать «морзянку» флажками (косынками и т.п.) по правилам русского семафора. Эти правила тебе уже известны.

Конечно, такая связь возможна, если и твой собеседник владеет «морзянкой».

При данном способе связи следует использовать обе руки, но если это затруднительно, можно передавать и одной рукой: рука вверху – точка, рука отведена в сторону – тире. При отсутствии флажков можно

использовать любые предметы или обходиться вовсе без таковых.

В книге нарисованы знаки русской телеграфной азбуки. «Морзянку» можно передавать и фонариком. Короткая вспышка - точка, длинная - тире.

На флоте, при обучении молодых сигнальщиков, часто используют такую забаву: опытный сигнальщик семафорит слово « К У К У Ш К А » и просит новичка прочесть его.

Так как в 6 жестах из 7 левая рука остается на месте, то передавать отработанную до автоматизма «кукушку» легко: скорость передачи текста очень большая. Новичок видит перед глазами только стремительное мелькание флажка и совершенно не может прочесть слово.

Этот «фокус» передается сигнальщиками из поколения в поколение (Поэтому новобранец на флоте по фантастической скорости передачи и первому жесту может только догадаться, что ему передают «кукушку»).

К забавам, помогающим лучше овладеть флажным семафором, можно отнести также передачи скороговорок. Например: «Кукушка купила кукушонку капюшон, кукушонок в капюшоне смешон », «На дворе - трава, на траве – дрова » и т.д.

А теперь можешь поиграть со своими товарищами. Для этого разбейтесь на две команды. Половина команды передает тексты, а половина принимает.

Передача начинается одновременно в каждой команде по сигналу. Переданные и принятые слова записываются. Побеждает та команда, которая больше слов правильно передала и приняла, например, за 3 минуты.

Можно поиграть и в обычный «испорченный телефон», когда слово или предложение передается по очереди от А до N и, в конце концов, от N к А. Переспрашивать и исправлять ошибки при передаче нельзя.

А вот еще игра. Она называется «Эстафета». Две команды (или больше) имеют равное количество игроков, которые одновременно начинают передавать один и тот же текст (либо разные тексты, но имеющие одинаковое количество знаков и равную сложность). Побеждает та команда, которая быстрее и с меньшими ошибками передаст (и примет) сообщение. Систему определения победителей можно принять любую. Но всегда наградой всем будет смех и хорошее настроение.

Ты можешь придумать свои игры и просто писать записки. Например, так:


Сейчас читают про: