double arrow

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА


2.1. Требования к методам подготовки молодняка определяются основной задачей спортивного тренинга - максимальное развитие и наиболее полное выявление врожденных двигательных и прыжковых качеств. Теоретической и методической основой системы: подготовки является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и его развитие в теории функциональных систем академика П.К. Анохина. Ядром этого учения является функциональное единство животного организма и его тесное взаимодействие с окружающей средой. В основе взаимодействия лежит поведение.

2.2. У высокоразвитых животных доминирующей формой адаптивного поведения является двигательная активность - движение ко всему, что полезно, уход от всего, что разрушительно и вредно. Двигательная активность, кроме того, проявляется как врожденная потребность, необходимая для организма так же, как и все естественные отправления. У лошадей потребность в движении особенно развита. У молодняка она реализуется в движении на пастбище, в играх со сверстниками. Недостаток движения отрицательно сказывается на росте и развитии жеребят. Взрослая, сильная лошадь, попадая на свободу, продолжительное время, зачастую до обильного потоотделения, движется рысью и галопом, прыгает, встает на дыбы и т.д. Мотивация, т.е. потребность в движении тем выше, чем дольше и в более ограниченном пространстве находилась лошадь до выпуска на волю. Задача человека - умело использовать эту естественную потребность организма для выработки специализированных, зачастую очень сложных и необычных для лошади спортивных упражнений. При этом следует помнить, что в процессе подготовки у лошади, помимо образования двигательных навыков вырабатывается реакция на человека - основного источника всех раздражений - положительных и отрицательных. И если последние преобладают, возникает страх перед человеком, порождающий недоверие и многочисленные вредные привычки, которые затрудняют подготовку и удлиняют ее сроки. Вероятно, нельзя полностью обойтись без средств болевого воздействия. Однако использование их должно быть максимально ограничено и опосредовано. Там, где можно обойтись окриком, жестом или легким ударом кончика хлыста, сильное болевое воздействие не только бессмысленно, но и чрезвычайно вредно. Боль затрагивает не только деятельность центральной нервной системы, но и многие другие функциональные системы; нарушает ритмику сердечно - сосудистых сокращений, синхронность ритмов дыхания и движения, усиливает потоотделение и т.д. Даже у взрослых лошадей это приводит к расстройствам нервной деятельности, заболеваниям и травмам, снижению технических показателей и к частичной или полной непригодности для спорта. Неокрепший и формирующийся организм молодой лошади особенно раним.






2.3. Технология заводского спортивного тренинга разработана с таким расчетом, чтобы максимально ограничить или полностью исключить необходимость болевых воздействий и осуществлять подготовку лошади на положительной двигательно - пищевой основе. Пищевые воздействия особенно эффективны в первые годы жизни жеребенка, т.е. в наиболее ответственный момент формирования функциональной системы взаимоотношения его с окружающим миром. Они способствуют приручению жеребенка, ускоряют выработку полезных навыков, снимают чрезмерное возбуждение, связанное с интенсивным движением. Сложно - рефлекторный навык прыжка, выработанный на двигательно - пищевой основе, отличается исключительной прочностью.

2.4. Особое место в подготовке молодой спортивной лошади занимает выработка рациональной техники прыжка. Рациональная, т.е. наиболее совершенная техника отличается точностью движений, их слитностью, плавностью и большим размахом, что создает наиболее благоприятные условия для эффективного использования активной силы мышц и "даровых" сил инерции. Признаками совершенной техники прыжка является оптимальная группировка лошади в подготовительной фазе, активное движение шеи и максимальное сгибание передних ног в момент перелета лошади над препятствием. Метод напрыгивания в шпрингартене, исключающий ограничение головы и шеи лошади и неадекватные влияния массы всадника, наиболее полно соответствует этой задаче.



2.5. При напрыгивании лошадей в шпрингартене в качестве основных средств посыла должны быть: команда голосом, угрожающий взмах или щелчок шамберьером и только в исключительных случаях - туширование. Ни в коем случае нельзя ударами бича сопровождать активное движение лошади по шпрингартену и тем более прыжок.

Побежки в шпрингартене должны чередоваться с короткими паузами, во время которых лошади дают подкормку и возможность отдохнуть. Действия тренперсонала должны быть целесообразным и, без суеты и громких выкриков.

2.6. При работе под седлом характер действий всадника должен быть таким, чтобы лошадь правильно отвечала на все действия средств управления, мягко отжевывала удила, сохраняя естественное положение головы и шеи. На легкий набор поводьев она должна слегка поднимать и опускать кончик носа, а не вскидывать голову вверх. Давление шенкеля при посыле вперед или увеличении скорости движения должно быть минимальным. Использование мартингала, шпрунта, шпор, строгих удил рычажного действия не допускается. На всех этапах подготовки у лошади должно сохраняться желание активно и энергично двигаться вперед. Отработка каждого нового упражнения должна проводиться короткими репризами с небольшими паузами для отдыха.

Удачное выполнение упражнений необходимо сопровождать всеми средствами поощрения: прекращение требований, сглаживание, подкормка.

2.7. Успешная тренировка по разработанной методике зависит от неукоснительного соблюдения всех требований и схем, в основе которых заложены принципы: активной мотивации прыжка, посильности нагрузок и систематичности их освоения. Отступление от одного из них, а также пренебрежение пищевым поощрением или злоупотребление болевыми воздействиями может исказить истинную ценность лошади и принести невосполнимый ущерб всей дальнейшей ее подготовки.







Сейчас читают про: