Бог из машины

Эта картинка не связана непосредственно со школой или с детьми. Но к ней, как мне кажется, должны приглядеться все те, кто громогласно возвещает необходимость образовательных реформ, и пытается напрямую включить школу в мировую систему коммуникаций. Не лучше ли прежде посмотреть, как изменяются люди, попавшие в сферу влияния новых информационных технологий.

Это выглядит странно, но и в самом деле способы, разработанные нами для того, чтобы сохранить наши знания и облегчить к ним доступ, технические средства, призванные ускорить и разнообразить наше общение, превратились в свою противоположность. Сегодня они составляют единую расширяющуюся и устойчивую к внешним воздействиям среду. Разумеется, нельзя сказать, что эта среда независима от нас. Наоборот, только мы поддерживаем ее работу и развитие. Она растет благодаря нам. Тем больше она агрессивна по отношению к каждому из нас.

Довольно трудно сразу понять, что такое - коммуникационная среда. Это может увести нас в глубокие философские дебри. Чтобы увидеть ее, нам нужно ощутить, как изменились наши чувства. Как наши грезы вдруг стали реальны. Как что-то чуждое человеку, но вместе с тем привычное и даже приятное давит на нас извне. Те, кто называет источником такого давления кино, телевидение, радио, газеты, популярную литературу и музыку не так уж далеки от истины. Все эти средства массовой информации в сочетании с компьютерными, телефонными и транспортными сетями способны управлять, и управляют общественным мнением. Ежедневно обрушивая на человека лавину бессвязных и бессмысленных сведений, они возбуждают все наши чувства, не позволяя реально удовлетворить ни одного из них, и таким образом активно воздействуют на наше сознание и подсознание. Нас призывают голосовать и покупать. Нас учат любить и ненавидеть. Нам обещают показать все, что есть в этом мире, а также то, чего в нем нет, в обмен на то, что мы не сдвинемся с места.

И все же было бы глупо обвинять во всех наших бедах руководство телекомпаний или редакции газет. Политическая борьба за переход средств массовой информации из одних рук в другие - пустая трата времени. Последние сто лет она всегда приводила только к росту влияния коммуникационной среды. Нужно выбросить из головы сказку о банде злодеев, управляющих миром при помощи техники. Сомневаюсь, что мы вообще имеем дело с людьми. В любом случае, политики и ученые, инженеры и журналисты - такие же заложники системы коммуникаций, как и мы. Ни один из них не решится остановить механизмы, работой которых он "управляет". Да и вряд ли кто-нибудь знает, как это можно сделать. Коммуникационная среда давно уже задает правила игры и своим владыкам, и своим рабам.

До недавнего времени правила были таковы. Система коммуникаций позволяет нам желать чего-то и выполняет эти желания. В обмен на исполненные мечты мы обслуживаем систему и помогаем ей развиваться. Теперь игра стала более жесткой. Коммуникационная среда уже сама диктует нам: что и как мы должны от нее желать. Рекламные ролики часто предлагают нам не только пути решения наших проблем, но и сами проблемы. Возможно, недалеко то время, когда система потребует от каждого из нас еще большего самоотречения.

Стоит еще раз повторить, хотя коммуникационная среда рождается при помощи техники, созданной людьми, ее нельзя уничтожить, заменив людей или разрушив технику. Она не является также самостоятельной духовной или мистической силой. Вся сила, с которой она воздействует на нас, - результат нашей собственной работы, как физической, так и душевной. Поэтому простое выключение телевизора или отказ от пользования телефоном даст нам не так уж много свободы. Наше сознание и наше тело будут по-прежнему требовать привычной нагрузки.

Техника сама по себе не способна создать коммуникационную среду, а тем более поработить нас. Но мы сами, без техники успешно воспроизводим эту среду при помощи медитации, психического самовозбуждения, неограниченной сексуальности, наркотиков, алкоголя и даже курения. Моральные запреты на них в христианском обществе отнюдь не случайны. Все эти средства первоначально тоже использовались древними языческими народами для "пробуждения сознания" и "способствовали общению". Но древние знали меру. Сейчас коммуникационные технологии вышли из-под контроля и стали самостоятельной силой. Они отделяют нас друг от друга и сводят с ума поодиночке.

Сила коммуникационной среды, в конечном счете, и состоит в этой способности разделять нас, поместив каждого в отдельный мир. Дарить всякому свою вселенную, в которой он может вообразить себя кем угодно, не оглядываясь на окружающих. Наше сознание жаждет грез. Презрение к окружающей земной жизни уводит нас из общего мира в параллельный или виртуальный. Но наши чувства обычно слишком быстро возвращают нас к реальности. Вот здесь коммуникационная среда и приходит нам "на помощь", связывая наши чувства, не позволяя им вернуться. Сознание не перестает грезить и способно заплатить за эти грезы любую цену.

Кроме того, система коммуникаций способна на время избавить нас от одиночества, но лишь на том условии, что все наши контакты с внешним миром и с другими людьми будут происходить через нее. Любой из нас ежедневно встречается с огромным количеством людей. Но при этих встречах почти всегда незримо присутствует кто-то третий, не человек. Иногда это музыкальный фон, иногда движущиеся картины, иногда ритмичные движения и тому подобное, вплоть до совместного опьянения скоростью автомобиля или азартной игрой. Подталкивая нас к такому "общению", коммуникационная среда еще больше разобщает нас. Мы похожи на людей, старательно надувающих огромный шар, надеясь стать ближе друг другу. Но чем больше поверхность шара, тем меньше мы видим и знаем.

Пятую картинку я хотел посвятить описанию глобальных поисковых систем и размышлениям об их роли в современном образовании, но вовремя остановился. Во-первых, тема Интернета в школе сама по себе слишком серьезна, чтобы касаться ее вскользь. А во-вторых, его мощное вторжение на российский образовательный рынок началось слишком недавно и до сих пор носит, в основном, рекламный характер. Серьезно обсуждать итоги и последствия этого вторжения можно будет только тогда, когда мы столкнемся с первым поколением людей, выросшим "в сети" (или "в сетях"?). А до этого времени, можно лишь наблюдать и задавать вопросы.

Кстати, один такой вопрос уже несколько лет не дает мне покоя. Он связан с поведением людей, постоянно, как они сами выражаются, "сидящих" в Интернете. Почему удерживающее их перед экраном эмоциональное напряжение в наибольшей степени обостряется в моменты поиска данных (то есть тогда, когда они сидят перед экраном практически "вхолостую"; ведь информация еще отсутствует) и стремительно падает после удовлетворения очередного запроса (когда вроде бы должна начинаться работа с данными)? Значит ли это, что Интернет реально необходим большинству людей затем, чтобы искать знания, а не затем, чтобы получать их? Или это вовсе ничего не значит, и мне просто попадались слишком легко возбудимые люди? Все это и еще многое другое только предстоит выяснить.

Ну, и напоследок, не откажу себе в удовольствии черкнуть пару строк об эволюции "достоверных" кур. Одна из них попалась мне на глаза буквально, сегодня. "Интерактивная игрушка нового поколения! Рожает и говорит по-русски!!!"? гласила реклама в одном из центральных детских магазинов Москвы. Как видите, этот вид неживых существ уже довольно далеко ушел в своем развитии. Она свободно "разговаривает и поет, вращает глазами, пританцовывает, ее можно покормить(!) цветочками(?), антеннки на ее голове светятся. Любите ее, играйте с ней, разговаривайте, ласкайте, - и она подарит вам маленького цыпленочка, а может даже и близнецов!.. Курица может повторять рождение. Для этого просто необходимо перезагрузить программу, нажав на клавишу "Повторное рождение" в основании игрушки".

Бедные живые существа! Как они устарели...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: