double arrow

Лексические ошибки и работа над ними на уроках русского языка

Лексическая ошибка - один из видов неправильностей, допускаемых учащимися в языковом оформлении своих связных высказываний. Они отражают неполное владение учащимися семантикой и правилами употребления слов.

Виды лексических ошибок. Лексические ошибки делятся на два типа: лексико-семантические и лексико-стилистические. Лексико-семантические ошибки связаны с нарушением лексических норм, а лексико-стилистические - с нарушением стилистических правил употребления слов.

Лексико-семантические ошибки делятся на следующие виды:

- употребление слова в несвойственном ему значении (например, купить канонаду, т.е. игрушку-пушку);

- неправильное сочетание слов (например, "пожилая лошадь"); -употребление нелитературных слов (просторечных, диалектных, жаргонных, новообразований).

Лексико-стилистические ошибки делятся на следующие виды:

- употребление в тексте одного стиля слов, фразеологизмов, используемых преимущественно в другом стиле (или в других стилях);

- неоправданное повторение одних и тех же слов, создающее звуковое однообразие речи;

- тавтология (передача одного и того же по-разному), приводящая к неоправданному удлинению речи;

- словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости.

Обозначение лексических ошибок. Для выделения лексических ошибок в тексте детской работы школа использует волнистую линию. Обозначать же их на полях тетради целесообразно с помощью буквенных символов - начальных букв терминов, которые обозначают типы лексических ошибок, а именно: лексико-семантические (нарушение нормы) - ЛН, т.е. лексическая нормативная; лексико-стилистические (нарушение стилистических правил) - ЛСТ, т.е. лексическая стилистическая. Эти символы легко осознаются учащимися. По ним они могут вполне самостоятельно проводить исправление соответствующих ошибок в своих работах.

Ознакомление детей с видами ошибок и методика работы над ними. Самостоятельной работе учащихся над лексическими ошибками предшествует специальное ознакомление с их видами. При этом целесообразнее всего знакомить детей с ошибками и способами их исправления постепенно, рассредоточенно, по мере изучения лексических понятий.

Работа над лексическими ошибками на уроке. Знакомство с видами лексических ошибок производится на специальном уроке работы над ошибками. В структуре урока работы над ошибками в изложениях и сочинениях выделяются необходимые элементы: ознакомление с одним из видов лексических ошибок и их условным знаком; обучение учащихся на 2-3 примерах умению исправлять ошибки данного вида; исправление учащимися ошибок этого вида в своих работах. Для ознакомления с видом ошибки на классной доске выписывается пример с данной ошибкой. Учитель объясняет суть ошибки, способ ее исправления (зачеркивание и надписывание нужного слова). Затем под руководством учителя учащиеся в двух-трех примерах, записанных неправильно на доске, находят лексические ошибки и записывают в исправленном виде. Для описанной работы учитель может взять примеры либо из других работ учащихся, либо из той, над ошибками в которой проводится специальный урок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: