Последствия ценовой дискриминации
Продавец получает больше прибыли.
2. Производится больше товара (или услуги).
Тема 5. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
Монополистическая конкуренция - такая рыночная структура, при которой много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Монополистическаяконкуренция
Характеризуется небольшим количеством продавцов.
2. Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товаров других фирм. Товар дифференцирован:
n- по качеству;
n- по дополнительным услугам;
n- по размещению продавца товара;
N- по рекламе.
Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих конкурентов.
На рынке есть условия для свободного входа и выхода.
Особенности черт монополистической конкуренции
N1. Кривые спроса и предельного дохода более пологие.
n2. Убытки и прибыли в краткосрочном периоде. Прибыли за счет:
n- улучшения качества;
N- рекламы.
N3. Равновесие в долгосрочном периоде.
Последствия монополистической конкуренции
N1. Недоиспользование ресурсов.
N2. Значительная дифференциация товаров.
N3. Существенные расходы на рекламу.
Цена и издержки выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
Олигополия – это ситуация, когда на рынке господствует относительно малое число крупных производителей.
n Жесткая олигополия – 3 производителя;
N Расплывчатая олигополия 8-10 производителей
Характерные черты олигополии
N 1. Немногочисленность производителей.
N 2. Производят как однородный товар, так и дифференцированный.
N 3. Высокая степень концентрации.
n 4. Продавцы на рынке осознают свою взаимозависимость и планируют свою стратегию с учетом действий конкурентов.
N 5. Особенно жесткая конкурентная борьба.
N 6. Существенные барьеры вступления в отрасль.
Причины возникновения олигополии
1. Наличие эффекта масштаба производства:
n - чем совершеннее техника и технология, тем ниже издержки на единицу продукции, тем ниже цена;
n - более совершенная техника, более дорогая, следовательно доступна только богатым фирмам;
N - многие технические новшества можно применить только на крупных фирмах.
Наличие существенных барьеров вступления в отрасль (см.выше).
Побуждение к слиянию. Когда на рынке становится меньше производителей, то возникают возможности их прямого объединения.
Побуждение к слиянию обусловлено
N 1. Т.о. можно увеличить свою долю рынка.
N 2. Добиться большего масштаба производства.
N 3. Сильная взаимозависимость создает стимулы к тайному сговору.






