Краткая история и основные методологические принципы КТ

К созданию новой психотерапевтической системы и отходу от психоанализа А. Бека привело разочарование в традицион­ных видах психологической помощи депрессивным больным: «В разные периоды работы я применял к больным депрессией большинство подходов, описанных в современной литературе. Казалось, что отдельные методы иногда помогают, иногда дают обратный эффект. Я открыто выражал тепло и симпатию, вы­зывал проявление гнева, поощрял пациентов интенсивно выражать чувства вины и печали, интерпретировал их "потребность в страдании", пытался повысить их самопринятие. Однако бе­седа о том, насколько беспомощен и жалок пациент, и побуж­дение его к открытому проявлению гнева зачастую лишь усу­губляли депрессивное состояние, а повысившееся в результате терапии принятие уничижительного образа «я» и пессимизм просто усиливали печаль, пассивность и самообвинения» (Beck, 1976, р. 263). Эти неудачи послужили для А. Бека импульсом к многолетним творческим поискам в изучении и лечении эмо­циональных расстройств, к созданию оригинальной когнитив­ной модели этой патологии и специальных высокоэффективных техник психотерапии.

Таким образом, изначально КТ представляла собой кратко­срочный подход к лечению депрессий, в котором были скомби­нированы когнитивные и бихевиоральные техники (Beck, 1967). Именно этим, по мнению Перриса (Perris, 1988), объясняются бытующие сейчас заблуждения относительно данного подхода как о краткосрочном варианте психотерапии, предназначенном исключительно для эмоциональных расстройств. В настоящее время область применения КТ значительно расширилась: ког­нитивные психотерапевты эффективно работают с целым спек­тром психопатологических расстройств и психологических про­блем: с депрессиями различной нозологии (Beck et al., 1979), тревожными расстройствами (фобиями, паническими расстрой­ствами, генерализированной тревогой) (Beck, Emery, 1985), рас­стройствами питания (McPherson, 1988), ипохондрией (Warwick, 1991), личностными расстройствами (Beck, Freeman, 1990), шизофренией (Perns, 1988), ПТСД (Beck, 1993), семейными дис­функциями (Epstein, Baucom, 1988), психологическими пробле­мами спортсменов и т. д. КТ применяется в различных услови­ях (амбулаторных и клинических) и формах (индивидуальной, групповой, супружеской, семейной). КТ используется как в краткосрочном варианте (например, 15—20 сеансов при лече­нии тревожных расстройств), так и в долгосрочном (1—2 года в случае личностных расстройств).

КТ изучается практически во всех центрах по обучению когнитивно-бихевиоральной терапии как один из важнейших современных подходов к лечению различных расстройств. Су­ществуют также центры, в которых обучают исключительно когнитивной психотерапии А. Бека. Пройти обучение в таких центрах могут специалисты, уже получившие базовую подготовку в каком-либо из направлений психотерапии. Наи­более известным обучающим центром является Институт ког­нитивной терапии и исследований Бека в Филадельфии. Пре­зидентом центра является профессор А. Бек, директором Института — его дочь Дж. Бек, автор одного из наиболее по­пулярных практических руководств по психотерапии. В 1999 году создана Академия когнитивной психотерапии, членами которой являются наиболее авторитетные специалисты в этой области.

Основоположники КТ признавали сложную биопсихосоциальную детерминацию психических расстройств (Ferris, 1988). Однако в системе психологических факторов когнитив­ная модель психических расстройств отводит центральную роль процессам переработки информации: то, как люди дума­ют, определяет, что они чувствуют и как они действуют. С этой точки зрения, патологические эмоциональные состояния и дис­функциональное поведение являются результатом «неадаптив­ных» когнитивных процессов.

По мнению методологов КТ (Ferris, 1988), к философским основаниям КТ следует отнести следующие учения: а) учение философов Поздней Стой (Цицерона, Сенеки, Эпиктета) о роли субъективного мнения и суждений разума в возникновении ду­шевного дискомфорта и тоски: «Все зависит от субъективного мнения... Мы страдаем благодаря нашим мнениям...» (Из пись­ма Сенеки Луцилию. Цит. по: Ferris, 1988); б) дедуктивную тех­нику ведения диалога, развитую Сократом; в) учение Фрэнсиса Бэкона об ограниченности человеческого разума и свойствен­ных ему искажениях; г) рационалистское учение Спинозы об эмоциях как производных мышления и возможности изменить чувство, видоизменив сопряженное с ним убеждение.

В психологических основаниях КТ следует выделить теории переработки информации человеком, подчеркнув особое место когнитивных теорий эмоций, которые показали роль когнитив­ных переменных в возникновении эмоций разного знака и мо­дальностей (Schachter, 1964; Lazarus, 1968).

Однако не следует полагать, что когнитивный подход разви­вает культ «рационализма» и относит к адаптированным только тех людей, которые мыслят рационально, логично и разделяют общепринятые взгляды. Иррациональные мысли и фантазии с идеосинкретическим, то есть сугубо личностным, элементом, не совпадающие с мнением окружающих, встречаются у боль­шинства людей. Термин «неадаптивные» применим только к тем идеаторным процессам, «которые несовместимы со способностью справляться с жизнью, нарушают внутреннюю гармонию и продуцируют неадекватную, чрезмерно интенсивную и болез­ненную эмоциональную реакцию» (Kovack, Beck, 1976, p. 381). Более того, в современных вариантах КТ оспаривается централь­ная роль когнитивных процессов при вторичности эмоциональ­ных и выдвигается тезис об их симультанности (Mahoney, 1993). Для практики принципиально важным остается следующее по­ложение: порочный круг негативных эмоций, неадаптивных мыслительных процессов и дисфункционального поведения может быть разомкнут в когнитивном звене. Таким образом, из­менение восприятия и мышления влечет за собой модифика­цию болезненных переживаний и поведенческих реакций.

Практика КТ требует от психотерапевта знаний о феноме­нологии когнитивных процессов при различных психических расстройствах. К наиболее разработанным следует отнести ког­нитивные модели депрессий и тревожных расстройств (фобий, панических расстройств и генерализированной тревоги). В ходе дальнейшего изложения мы будем в основном опираться имен­но на эти модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: