Основные этапы и техники КТ

В соответствии с двумя уровнями когнитивной модели схема терапевтического процесса также предполагает два этапа рабо­ты. Первый (симптоматически ориентированный этап) предпо­лагает работу с автоматическими мыслями (и связанными с ними эмоциональными и поведенческими реакциями), второй наце­лен на проработку глубинных источников расстройств — устано­вок и убеждений.

Первый этап начинается с представления модели терапии пациенту. Эта задача предполагает знакомство пациента с ос­новами эпистемологии — сведениями об ограниченности, а за­частую и искаженности знания, поставляемого психическими процессами человека (памятью, восприятием, мышлением), о тесной связи между мыслью, с одной стороны, и чувством и действием — с другой. В случае эмоциональных расстройств терапевт информирует пациента о «порочных кругах» тревоги (неадаптивные когнитивные процессы → тревога → физио­логические сдвиги → мысли и т. д.) или депрессии (неадаптивные представления о себе, мире и будущем → тоскливый аф­фект → пассивность → снижение самооценки и т. д.). Цель это­го знакомства заключается в подведении пациента к мысли о том, что его представления о реальности (а именно с ними сопряжены эмоциональный дискомфорт и дисфункциональ­ное поведение) суть не сама реальность, а лишь гипотетичес­кое представление о ней, нуждающееся в проверке, а в ряде случаев и в изменении.

Рабочий альянс терапевта и пациента в КТ имеет свою спе­цифику, которую Бек определял как «эмпирическое сотрудни­чество» (Beck, 1976). Предполагается, что пациент и терапевт работают вместе над представлением идей пациента в форме гипотез, над проверкой их валидности и поиском альтернати­вы в тех случаях, когда они эмпирически не подтверждаются. От пациента ожидается, что он обучится умению фокусиро­вать автоматические мысли, соотносимые с разным эмоцио­нальным опытом, распознавать дисфункциональные базисные посылки и конфронтировать с ними. КТ предполагает искрен­ность, теплоту и аутентичность поведения терапевта, а также высокую степень его активности и директивности. Каждый сеанс в КТ разворачивается по плану: выяснение чувств и мыс­лей пациента после прошлого занятия, обзор домашних зада­ний, совместная выработка темы настоящего сеанса, предпи­сание домашних заданий, краткое резюме проделанной сегодня работы. Однако когнитивный терапевт не всегда сле­дует данному образцу и, принимая во внимание происходящее на сеансе, готов отойти от плана и работать по принципу «здесь и теперь».

Основная задача, реализующаяся в ходе первого этапа КТ, - это обучение пациента навыкам осознания автоматических мыс­лей, их систематической регистрации, оценки и конфронтации с ними. Таким образом, в работе с автоматическими мыслями можно выделить три основных шага: 1) выявление; 2) оценка; 3) изменение автоматических мыслей на более адаптивные. Ос­новные приемы и техники, релевантные первому этапу, пред­ставлены в следующей таблице.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: