Предшественником психодрамы был созданный Морено в 1920-е годы театр импровизации. Как отмечал Морено позднее, непосредственное влияние на него и в плане театра импровизации, и в плане собственно психодрамы оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать «истине страстей» (у Морено — принцип психологической правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «поднимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чувства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме — проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного "я"»). М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей форме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера. Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценарием. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не преследовавший поначалу терапевтических целей, предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно. Направленный терапевтический характер театр приобрел после того, как одной из актрис, страдавшей от домашних конфликтов, в которых она проявляла себя крайне агрессивно (а в театре она играла персонажей нежных и наивных), Морено предложил сыграть роль проститутки. Бурно отреагировав подавлявшиеся чувства на сцене, она стала в обыденной жизни спокойней и смогла наладить отношения в семье. В дальнейшем в театре импровизации шла работа, в частности, с супружескими парами (один из первых опытов семейной психотерапии), отыгрывались социальные, национальные, международные конфликты (прообраз будущей социодрамы).
|
|