Прочь от «должен»

Другая тенденция такого же рода кажется очевидной, когда клиент уходит от подчиняющего его образа того, кем он «должен быть». Неко­торые индивиды с «помощью» родителей так глубоко впитали в себя по­нятие «Я должен быть хорошим» или «Мне следует быть хорошим», что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели. Так, одна молодая женщина, описывая свои неудовлетворительные отно­шения с отцом, сначала рассказывает, как она жаждала его любви: «Я ду­маю, что из всех чувств, связанных с моим отцом, у меня на самом деле было огромное желание иметь с ним хорошие отношения... Мне так хо­телось, чтобы он заботился обо мне, но, кажется, я не получила того, чего хотела». Она всегда чувствовала, что должна выполнять все его требова­ния и оправдывать его надежды, а это было «чересчур». «Потому что, как только я выполню одно, появляется и другое, и третье, и четвертое, и так далее — и на самом деле я никогда их не выполняю. Это — бесконеч­ные требования». Она чувствует, что похожа на свою мать, которая была покорной и угодливой, все время стараясь удовлетворить его требования. «А на самом деле я не хотела быть такой. Я считаю, ничего хорошего в этом нет, но, тем не менее, я думаю, у меня было такое представление, что именно такой нужно быть, если хочешь, чтобы тебя любили и были о те­бе высокого мнения. Но кто бы захотел любить такую невыразительную


Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть»... 191

личность?» Консультант ответил: «Кто, действительно, будет любить ков­рик у входной двери, о который вытирают ноги?» Она продолжала: «По крайней мере, я не хотела бы нравиться человеку, который любил бы ков­рик у дверей».

Таким образом, хотя эти слова ничего не говорят о ее «Я», к кото­рому она, возможно, движется, усталость и презрение в ее голосе, ее утвер­ждение делают для нас ясным, что она уходит от «Я», которое должно быть хорошим, которое должно быть покорным.

Довольно любопытно, что многие индивиды обнаруживают, что были вынуждены считать себя плохими, и именно от этого представления о себе, по их мнению, они уходят. Это движение очень ясно видно у одного мо­лодого человека: «Я не знаю, откуда у меня появилось это представление, что стыдиться себя — это значит чувствовать себя подходящим образом. Я именно должен был стыдиться себя... Существовал мир, где стыдиться себя было наилучшим способом чувствовать себя... Если ты — кто-то, ко­го очень не одобряют, то, по-моему, единственный способ иметь какое-ни­будь самоуважение — это стыдиться того, чего в тебе не одобряют...

Но сейчас я твердо отказываюсь делать что-нибудь, исходя из преж­ней точки зрения... Как будто я убежден, что кто-то сказал: "Ты должен жить, стыдясь себя, — пусть будет так!" И я долго соглашался с этим и го­ворил: "Да, это я!" А сейчас я восстаю против этого кого-то и говорю: "Мне безразлично, что вы говорите. Я не собираюсь стыдиться себя"». Очевидно, что он отходит от представления о себе как о чем-то постыдном и плохом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: