Зак. 2652


434 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности

всем протяжении детского возраста встречаются в сложном синтезе, ха­рактер сплетения обоих процессов, закон построения синтеза не остается одним и тем же.

История развития высших психических функций полна примерами того, что В.Вундт применительно к речи назвал преждевременным разви­тием. В самом деле, стоит вспомнить приведенный выше пример сплете­ния первого употребления орудий с незрелой биологической структурой 6- или 10-месячного младенца или пример Вундта, для того чтобы со всей очевидностью убедиться: детская психология изобилует случаями подоб­ного преждевременного неадекватного сплетения биологических и куль­турных процессов развития.

При генетическом рассмотрении само сплетение обнаруживает ряд сдвигов, выявляющих, подобно геологическим трещинам, различные плас­ты какого-либо сложного образования. Развитие высших форм поведения требует известной степени биологической зрелости, известной структуры в качестве предпосылки. Это закрывает путь к культурному развитию да­же самым высшим, наиболее близким к человеку животным. При отсут­ствии или недостаточном развитии этой предпосылки возникает неадек­ватное, неполное слияние обеих систем активности, как бы смещение, или сдвиг, одной формы. На всем протяжении генетического ряда эти смеще­ния, или сдвиги, это неполное слияние и совпадение двух систем, как уже сказано, сами изменяются, и в результате перед нами не единый, сплошь, всецело и наглухо сомкнутый ряд, а ряд соединений различного рода, ха­рактера и степени.

Вторым основным средством исследования является сравнительное изучение различных типов культурного развития. Отклонение от нормаль­ного типа, патологическое изменение процессов развития, представляет в от­ношении нашей проблемы, как и вообще, впрочем, в отношении всех про­блем детской психологии, как бы специально оборудованный природный эксперимент, обнаруживающий и раскрывающий часто с потрясающей си­лой истинную природу и строение интересующего нас процесса.

Может показаться парадоксом, что ключ к постижению развития высших психических функций мы надеемся найти в истории развития так называемого дефективного, т.е. биологически неполноценного, ребен­ка. Объяснение этого парадокса заложено в самом характере развития высших форм поведения ребенка, отягченного каким-либо физическим недостатком.

Мы выше подробно развивали мысль, что основное своеобразие дет­ского развития заключается в сплетении культурного и биологического процессов развития. У дефективного ребенка такого слияния обоих рядов не наблюдается. Оба плана развития обычно более или менее резко расхо­дятся. Причиной расхождения служит органический дефект. Культура че­ловечества слагалась и созидалась при условии известной устойчивости и


Выготский Л.С. История развития высших психических функций 435

постоянства биологического человеческого типа. Поэтому ее материальные орудия и приспособления, ее социально-психологические институты и ап­параты рассчитаны на нормальную психофизиологическую организацию. Пользование орудиями и аппаратами предполагает в качестве обя­зательной предпосылки наличие свойственных человеку органов, функ­ций. Врастание ребенка в цивилизацию обусловлено созреванием соответ­ствующих функций и аппаратов. На известной стадии биологического развития ребенок овладевает языком, если его мозг и речевой аппарат раз­виваются нормально. На другой, высшей, ступени развития ребенок овла­девает десятичной системой счета и письменной речью, еще позже — ос­новными арифметическими операциями. <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: